Приготовленный старообрядцами погребальный костюм в наиболее полном составе включал:
Рубаху, сарафан (у женщин) или штаны (у мужчин), холщевые чулки, поясок, холщевые или вязанные обутки,подстилку и покрышку, саван, головной убор в виде сашмуры и двух платков (у женщин), венчик,подручник, лестовку
По традиции "смертное" нужно было готовить из своего "трудового" материала, как правило, белого цвета и без украшений. Саван, покрышку с подстилкой (холстинки), рубаху и другие принадлежности костюма шили из сурового, пачесного полотна, а платки и накидки на голову - из тонкого, ленного. Перед шитьем холсты обязательно прополаскивали в реке. Ни в коем случае не использовали холсты из "греховной" пряжи, т.е. спряденной в Святки. Убинские и ануйские "полячки" в отличие от остального населения, расшивали смертные костюмы красным льном. Орнаментальные мотивы располагались по вороту, поликам, низкам рукавов.
Информаторы не раз подчеркивали, что на смерть всегда шили "пропускное", не делали горизонтальных швов - так было заведено исстари. Обращает на себя внимание и такая особенность погребальных рубах и штанов как частое отсутствие красных и иных цветов ластовиц, что отличает их от повседневных и праздничных. Как в женском, так и в мужском костюмах рубаху обязательно подпоясывали, не завязывая при этом узелка. Нередко покойника подвязывали и под рубахой, прямо по телу. Значительный интерес представляет то, что у некоторых кержаков Причумышья, а также Сростинской, Бухтарминской волостей, Сарасинской инородческой управы еще в первых десятилетиях XX в. и мужчин, и женщин хоронили в одних подпоясанных туникообразных рубахах без портов и сарафанов. Только ноги, каждую в отдельности, "обвивали" холстом. По утверждению некоторых информаторов, обычай готовить холщовые чулки-обутки (от славянского "обути") распространился у них не так давно.
У "поляков" Южного и Центрального Алтая смертная одежда включала туникообразные рубахи и косоклинные или кошеные сарафаны (у женщин), холщевые или вязаные обутки. Эти обутки напоминали по крою обычные кожаные, но отличались от них наличием центрального, вдоль стопы, шва, чего в повседневной обуви никогда не делали.
Старообрядцы Бухтарминской, Ануйской и Верх-Бухтарминской волостей изготавливали на ноги только холщевые чулки (без обуток) в виде сшитых с двух сторон мешочков со скошенной пяткой - по форме подобных известным из археологических материалов XVII в. Здесь же, на Бухтарме, а также в Причумышье, встретилось нам и упоминание о погребальных чулках, выкроенных из двух отдельных половинок со швами спереди, по подошве, и сзади (в с. Язо-во Тальменской волости их называли "сапоги").
В погребальном костюме старообрядцев Алтая обязательным было присутствие савана (по мнению Л. Нидерле, это слово славянского происхождения). Саваны имели некоторое разнообразие в покроях, но по форме всегда напоминали мешок. Они выкраивались в рост человека, но встречались и такие, которые, будучи накинутыми на голову, едва достигали талии. Простейший покрой савана - одно, перегнутое поперек и сшитое вдоль длинной стороны полотно. В конце XIX - начале XX вв. были распространены саваны из двух полотен, одно из которых также, как и в первом случае, перегибалось поперек и сшивалось на 35 - 40 см, образуя капюшон, другое же подшивалось к нему со спины. Швы соединения располагались в этом случае Т-образно. Второе полотно, однако, могло подшиваться и так, что получался как бы один большой капюшон, в котором вырезали выемку для того, чтобы было видно лицо. Бытовали и такие саваны, в которых к указанным двум полотнам пришивали третье для запахивания умершего - слева направо (т.е. наоборот, чем в обычной одежде).
У кержаков одетого в саван покойника, независимо мужчина или женщина, перевивали жичкой из домопряденной шерсти, которую перекрещивали три раза - на груди, на животе и под колониями (исключение - некоторые села в Причумышье). Перед выносом все нити разрезали. У других старообрядцев, например, убоульбинских "поляков" не перевивали, закутывая умершего лишь полами савана. Как бы переходная форма зафиксирована у "поляков" Ануйской волости, у которых жичку хотя и не перекрещивали, но все же укладывали поверх савана в виде крупных размеров крестообразной фигуры.
В XIX в. в Европейской России саванообразного покроя были известны не только погребальные (саваны, кукули), но и свадебные накидки ("гугли" гуцулов). Подобные мешкообразные виды одежды восходят, на наш взгляд, к широко распространенным в прошлом у многих народов плащам, которые в качестве дериватов сохранились в свадебно-похоронной обрядности.
Помимо саванов, покойников укутывали в две, длиной в рост человека, холстинки. Одну холстину расстилали на дно гроба (подстилка), а вторую, называвшуюся покрышкой, укладывали поверх умершего. В случае, если использовали одну длинную холстинку, то ее подстилали вниз и ею же, обогнув ноги, накрывали сверху. В этом случае длина холста равнялась двум длинам тела человека.
Когда умирала девушка, то ее "снаряжали как невесту, с золотым венчиком и одним платком", в похоронах принимали участие одни только девушки (с. Язово). При этом волосы распускали или связывали лентой в виде "кустика" -обычай, известный и у русских России. Упоминание о подобной традиции находим в старообрядческой литературе XVIII в., где сообщалось, что "... при смерти женский пол одевают всякую девицею и пляжут хухлю...". В случае похорон парня весь обряд совершали только мужчины. Носилки - две жерди поперек и две вдоль - и в том, и в другом случае обвязывали полотенцами (с. Усть-Чумыш Тальменской волости).
К изготовлению обрядовой одежды (свадебной, погребальной) предъявлялись особые требования - ее полагалось шить своими руками ("Грех на машинке шить"). Если в свадебном костюме использовались обычные швы - втачкю,замок, рубчик, слепой и другие, то погребальный комплекс традиционно шили только стежком вперед иголку -живулькой ("чтобы с того света не вор ачив алея"). Вместе с тем, несколько информаторов указывали и на более детальную дифференциацию в технологии: смертное, заготавливавшееся впрок, шили стыковым швом, соединяя полотна косым стежком через край, а смертное, которое приходилось шить для неожиданно, трагически умершего человека, швом живулька (с. Черный Ануй). Подобные различия в изготовлении погребальной одежды, возможно, отражали в прошлом деление покойников на "чистых" (умерших своей смертью) и "заложных" (умерших не своей смертью), вопрос о которых был впервые поставлен Д.К. Зелениным. Кроме того, в отличие от повседневных рубах и сарафанов, в погребальных костюмах вырезы горловины, разрезы на груди, проймы обшивали не рубчиком, а косым стежком "через краешек". Исключение составляла только одежда "поляков" Владимирской, Риддерской и Ануйской волостей, у которых края смертного платья обрабатывали полосками кумача.
При изготовлении погребальной одежды соблюдались не только особые технологические приемы, но и принцип некой "недошитости" -нитки на концах никогда не завязывались в узелки. Этот же принцип прослеживался и в обычае не заканчивать швы в саванах, штанах, рубахах (под мышками) и т.д., что делалось, по-видимому, с охранными целями. Недокончен-ность, незавершенность, по мнению А.К. Байбу-рина, соотносилась у людей с областью вечного -"всего того, что не имеет конца" - и отсюда рассматривалась положительно. Действительно, некоторые из наших информаторов считали, что, если заготовленную впрок одежду дошить до конца, то человек может умереть раньше времени (с. Березовка).
Во второй половине XIX - начале XX в. на шею умершим вешали гайтаны - в виде плетешков-косичек из холщевых ниток с "ушекопкой" (маленькой деревянной ложечкой для чистки ушей) и крестом. Эти атрибуты, хорошо известные по славянским археологическим материалам XI -XII вв.
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/traditional.htm.html
На сеновале мы обнаружили старообрядческую домовину. Она представляет собой колоду, распиленную на две части. Каждая из половинок грубо обтёсана. Общий вес внушительный, под 100 килограммов. Никаких украшений. Ни глазета, ни кистей. И никакой краски. Но, несмотря на простоту и крайнюю аскетичность, даже невооружённым глазом видно, сколько потрачено труда на изготовление этого атрибута похоронного обряда.
А как его делали? - задаем вопрос. - Изнутри, наверное, выжигали, как древние люди долблёнки, и потом уже затесывали?
Нет, что вы, - машет руками хозяйка. - Никакого огня. Все с самого начала и до конца мастера делали своими руками.
СЕГОДНЯ старообрядцы Сухоблюдного, правда, уже почти утратили свою историческую память. Никто из старушек уже не может сказать, почему обычай предписывает им хоронить в долблёных гробах. Не могут они объяснить и идущую из глубины веков традицию самолично ткать белый холст для савана. Ссылаются на одно: “Старики так делали и нам заказали”.
http://www.aif-nn.ru/?id=1889&template=print
Первое - гроб у нас не обивается и не красится. Второе - мы не хороним в мирской одежде. Облачение покойника - по старому, древнему обычаю: его одевают в саван из белой ткани, который шьется руками, пеленают в такую же белую материю.
http://www.trud.ru/trud.php?id=200210241921301
Желательно (сунна) ароматизировать саван и тело покойного благовониями, в частности, части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе, широкой полоской ткани завязать его таз и закрыть ватным тампоном все отверстия на его теле. Также сунной является окуривать благовониями покрывало (для этого существуют специальные свечки). На это есть указания в Сунне. В хадисе, переданном аль-Байхаки, сообщается от Джабира, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал: «Когда будете умащать благовониями умершего, то делайте это трижды». Это делается в следующем порядке.
Порядок окутывания мужчины
1. Перед оборачиванием тела умершего на чистое место расстилают одеяло или ковер. На ковёр обычно кладут полиэтилен и поверх этого расстилают все три покрывала (лифафа), одно за другим, и ароматизируют их благовониями, т. е. вначале раскладываем самое красивое и широкое покрывало и рассыпаем на него что-либо с приятным запахом (гвоздику, камфару). На него сверху расстилаем второе по красоте и величине покрывало, которое тоже ароматизируется, и далее расстилаем третье покрывало и на него также рассыпаем то же самое. (Поверх лифафы стелют рубаху (камис), если таковая есть, в развёрнутом виде, также ароматизируя её.)
2. Затем (при необходимости, подложив под умершего на уровне пояса кусок ткани длиной 1,5 метра, берут умершего за голову, талию (за ткань) и за ноги) аккуратно укладывают его на развёрнутый и подготовленный саван так, чтобы он лежал на спине. Ароматизируют тело благовониями, ссыпая на него гвоздику. Чтобы рот не открывался, подвязывают подбородок (это можно сделать и заранее).
3. Затем укладывают обе руки покойного на его груди так, чтобы левая рука была снизу, а правая – сверху, или же можно их укладывать и по обоим бокам вдоль тела.
4. Далее, рассыпав на вату благовония (гвоздику), кладут её на части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе (лоб, ладони обеих рук, колени и нижние части стоп обеих ног). Также желательно, проароматизировав вату гвоздикой, закрыть ею все отверстия на теле (нос, уши, глаза, рот, передний и задний проходы).
5. И широкой полоской тканью крепко завязываем его таз.
6. После этого оборачиваем его тело в покрывала, одно за другим: сначала заворачивают в верхнее покрывало правую часть тела, затем оборачивают левую сторону. Таким же образом окутывают и в остальные два покрывала. Затем завязывают узлы у головы и у ног (можно и у пояса), дабы покрывала не развязались и не открылись при перенесении тела покойного на кладбище. Посему, как мы упоминали, покрывала для савана должны быть немного длиннее, чем тело покойного. Эти узлы развязывают после опускания тела в могилу, за исключением узла на поясе, и кладут их в могилу к ногам усопшего.
7. Обмывавшие тело умершего читают мольбу и прощаются с ним.
8. Выносят умершего из дома головой вперед. Если данный пункт не выполнен, то это не нарушит правила похоронного обряда.
Если не хватает ткани, то важнее прикрыть голову, а ноги следует прикрыть чем-нибудь другим, например, травой или сеном, как об этом говорится в хадисе. Хаббаб рассказывал: «Когда Мус‘аб был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща, однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда Пророк (мир ему и благословение) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Использовать гвоздику в качестве средства для умащивания покойного желательно (сунна), а некоторые учёные-богословы говорят, что это даже обязательно (фарз). Следует похоронить умершего как можно скорее.
Порядок окутывания женщины
Окутывая женщину, вначале стелют два самых больших покрывала (лифафы), далее надевают на покойную изар – материал, закрывающий тело от пупка до колен, затем надевают рубаху (камис), её волосы заплетают в (две или три) косы и кладут сверху на рубаху (на груди), затем голову и волосы покрывают платком (химар), далее, как и мужчину, заворачивают её в верхнее покрывало, а затем и в нижнее (лифафа).
О надписях на саване
Исламские ученые сообщили, что в могилу, кроме тела, завёрнутого в саван, ничего класть нельзя. Учёные особо предостерегли мусульман от того, чтобы класть в могилу рядом с телом листы, на которых написаны аяты из Корана или Имена Аллахa, или что-либо другое, почитаемое в нашей религии так, чтобы их касались нечистоты. Запрещено также писать аяты Корана на одеянии умершего.
Данный запрет связан с тем, что тела людей (кроме некоторых случаев ) в могиле разлагаются, при этом выделяются различные грязные вещества. Необходимо заботиться о том, чтобы уберечь религиозные тексты от этих веществ.
Объясняя данный запрет, учёные-теологи приводят рассказ, переданный теологами, о благочестивом поступке человека, который был большим грешником (употреблял спиртное и не соблюдал обязанностей). Однажды он нашёл на дороге, в грязи, кусок бумаги, на котором было написано Имя Аллаха (некоторые сообщают, что это был лист из Корана), поднял его, очистил и сохранил. Этот человек был мусульманином, и его вера привела его к совершению доброго поступка. Следствием этого благодеяния стало то, что Всевышний даровал ему Рай. Каждому из нас необходимо заботиться об уважительном отношении ко всему, что связано с нашей религией, важно придавать большое значение запретам Создателя, бояться нарушить их.
Итак, писать на саване аяты благородного Корана и слова поминания Всевышнего (зикр, тасбих) является запретным, ибо их необходимо оберегать от продуктов разложения. Однако дозволяется писать подобный текст и класть лист так, чтобы его не касались нечистоты, т. е. поместить в
какое-либо керамическое или стеклянное, или свинцовое приспособление, что позволит оберегать от нечистот.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном ат-Тирмизи, говорится: «Если, написав эту (нижеследующую) мольбу, поставят её на грудь умершего и завернут в саван, то его не постигнет наказание и он не увидит ангелов Мункара и Накира».
Вот эта мольба:
«Нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Единственного Бога – Аллаха, у которого нет сотоварищей, Ему принадлежит все царство и всякая хвала, нет божества, кроме Него, и нет силы и мощи воздерживаться от плохого и совершать благое, кроме как от Великого Аллаха».
Так пишется в книге «Джамал».
Однако бумагу с этой мольбой необходимо положить в герметичную ёмкость, например, стеклянную бутылочку, для защиты от нечистот.
Наш господин Сальман аль-Фариси передал, что если, нижеприводимый текст, поместить в саван покойного, то он будет защищён от сжимания могилы и допроса ангелов Мункара и Накира. Однако опять-таки её необходимо поместить в какое-либо приспособление, дабы оберегать от нечистот. Приведем эти строки:
«О Аллах, усмиряющий и покоряющий всякого могущественного, притесняющего путём ниспослания на него смерти, посредством сияния (нура) Своей Сущности, защити меня от огня Ада! Те, кто любит меня, мои помощники, друзья и знакомые передали меня к Тебе! Они оставили меня под каменными глыбами, в одиночестве и печали, на дне скучной, пыльной и мрачной ямы!
Я стал Твоим гостем, о наищедрейший Творец, и в долгу перед Тобой! Ты же, Господь мой, самый милостивый к Своим гостям и оказывающий лучшее гостеприимство! А гостеприимство, в котором нуждаюсь я от Тебя, – это прощение моих грехов, чтоб тем самым, обретя спасение, прийти к Тебе, о наилучший из прощающих!».
Есть еще и другая, более длинная молитва, которую обычно мусульмане кладут на грудь своему умершему. Все эти молитвы мы приведем в приложении в конце книги на отдельном листе, чтобы для каждого читателя удобно было их отрезать и использовать.
Всевышний по Своей Милости сохраняет от разложения тела пророков, шахидов и некоторых из великих авлия (святых праведников).
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Похороны — событие, которое может затронуть любого живущего на земле человека. В России сложились свои традиции и обычаи проведения умершего в последний путь. Интересный вопрос, в какой одежде хоронят православных женщин?
Первым делом считается подготовка умершего человека к похоронам. Этот процесс включает омовение или обмывание водой. По православному обряду человек должен предстать перед Господом чистый душой и телом.
В старину этим занимались специальные люди. Они не имели греха, не состояли в интимных отношениях с противоположным полом и не были родственниками покойника. После омовения вода становилась мертвой, и ее выливали туда, где не ступала нога человека и не росла трава. Этой традиции придерживаются сейчас.
Посуду после обмывания не хранили, разбивали или выбрасывали в мусор. Также поступают с водой после мытья посуды на поминках, воду выливают в укромное место. Смысл этого обычая состоял в том, чтобы покойник не вернулся мучить родных и близких людей. Следующий этап это одевание покойника.
Одежда для обряда
Последний путь это ответственный момент. Поэтому очень важно, в чем хоронят женщин. Одежда должна быть скромной и сдержанной, по сезону. Не рекомендуется для женщин глубокие декольте, кружева, одежда с рисунками и надписями. Желательно выбрать платье белого или пастельного цвета. Белая блуза с нейтральным рисунком и темная длинная юбка. Существует давний обычай, одевать покойницу в светлую одежду, как символ чистоты. Вопрос, хоронят ли женщин в брюках? Нет, их не хоронят в брюках.
Также необходим головной убор или светлый платок, специальное покрывало, нижнее белье, чулки и тапочки с твердой подошвой. Одежда усопшей должна быть новой. Вещи должны быть чистыми и выглаженными.
В чем хоронят пожилых женщин
В их комплект входит платок на голову, желательно темного цвета, чулки, нижнее белье, тапочки и покрывало. Женщины преклонного возраста обычно заранее беспокоятся о похоронном наряде. Нельзя использовать вещи красного цвета и одежду родственников. Красный цвет символизирует кровь, и может навлечь смерть на родственников.
Как хоронят беременных женщин и девушек
Их не разделяют с плодом и хоронят вместе. Мать и ребенок до рождения единое целое, матери надевают светлое и свободное платье.
Молодых девушек хоронят в обычном платье, но сохранился обычай облачать молодых девушек в свадебный наряд. Ее готовят как невесту как к свадебной церемонии.
Если хоронят молодую замужнюю женщину, то с ее пальца снимают обручальное кольцо, одевают новое платье и покрывают голову. Также убирают украшение из серебра. Но личные вещи, например, такие, как очки, кладут в гроб, который делается с мягкой обивкой, в него кладется подушка и обязательно покрывало.
Для облачения православных женщин существуют особые предписания согласно церковным канонам.
В чем хоронят женщин православных:
- платок,
- светлый наряд,
- чистое нижнее белье,
- чулки и тапочки.
В любом случае, одеяние должно быть удобным. Можно учесть пожелание самой умершей, тапочки сменить на туфли, а платок на светлую шапочку.
Конечно, выбор одежды это дело чисто индивидуальное родственников и самой усопшей женщины. Но всегда по традициям погребения использовалось белое одеяние.
Покойницу выносят вперед ногами, а на место где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем стулья переворачивают на сутки. Прощаясь, родные и близкие люди целую в лоб, а на кладбище бросают в могилу горсть земли. Принято поминать покойника на третий, девятый и сороковой день, а также полгода и год.
Господь всегда с Вами!
Шариат предписывает завернуть усопшего в специальное для него одеяние – саван (кяфан) или же в обычную одежду. Окутывание покойного в саван является вторым из четырех обязательных действий, совершаемых по отношению к нему. И это выполняется после того, как умершего обмоют или совершат ему таяммум. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто завернул покойного в саван, того Аллах оденет в Судный день в райские, одеяния из шелка, атласа и парчи » (аль-Хаким, аль-Байхаки).
В качестве савана используется такая ткань, которую разрешено было носить умершему при жизни, – она должна соответствовать той, что он одевал, должна быть одного с ней достоинства.
Если умершего заворачивают в саван из средств, оставленных им после себя, то необходимо, чтобы саван состоял из трех покрывал, каждое из которых закрывало бы его тело целиком. А если его оборачивают в саван не за его средства, то минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это кусок ткани, покрывающий все его тело.
Необязательно использовать для савана новую ткань, так же, как необязательно, чтобы она была белого цвета.
Размеры савана
1. Ширина савана зависит от ширины тела умершего в плечах. Расчеты ширины савана производятся по схеме: ширина савана = ширина тела умершего х 3. Например, ширина тела умершего в плечах 30 см, значит, следует взять кусок ткани шириной 90 см и т. д.
2. Длина савана определяется по следующей схеме: длина савана = длина тела умершего + 1/3 длины его тела (эта добавка к длине тела умершего нужна для того, чтобы была возможность связать саван над головой и под ногами умершего). Например, если длина умершего 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см.
Составные части савана
Саван для мужчин (расход ткани 8–10 м) состоит из 3-х кусков ткани – лифафы, каждый из которых покрывает тело целиком. Для мужчины лучше всего довольствоваться этими тремя покрывалами. Но некоторые добавляют отрезок ткани для головы, называемый чалма, и рубаху (камис), закрывающую тело от шеи до колен. В их использовании тоже нет ничего предосудительного.
Лифафа – покрывало, в которое заворачивают умершего с головы до ног – бывает таких размеров, что если обернуть умершего, то остается около 30 см ткани со стороны ног и головы – это для того, чтобы после была возможность завязать саван с обеих сторон.
Саван для женщин предпочтительно, чтобы состоял из 5-ти частей (расход ткани 10–12 м): 1) изар – кусок ткани для оборачивания тела от пупка до колен; 2) камис – рубаха, не имеющая воротника, с вырезом для головы, закрывающая все тело, кроме головы и ног; 3) химар – платок для покрывания головы и волос женщины длиной от головы до пупка. Волосы умершей заплетают в две или три косы и кладут сверху на камис; 4 и 5) лифафа – ткань (любая), покрывающая умершую с головы до ног (следует добавить по 20–30 см ткани со стороны ног и головы, чтобы после оборачивания тела можно было завязать саван с обеих сторон). Их бывает две.
Так пишет о саване ученый-богослов Марсифи в своей книге «Рисалат». Однако есть и другие версии относительно составных частей савана.
Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифафы.
Итак, как пишет богослов Абдуллах бин Хиджази аш-Шаркави (1150–1227 г. х.), заворачивать тело покойного мужчины в три куска метерии – и обязательно, и предпочтительно. В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение)завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы». А для женщин использовать три куска и вдобавок химар и изар является сунной, т. е. и для мужчины, и для женщины обязательно использовать одинаковое количество покрывал (по три куска), а разница для них лишь в желательном количестве.
Однако это решение Шариата касается лишь того случая, если расходы на саван покрываются из имущества умершего. Если же умершего оборачивают в саван не за его счет, например, на средства опекуна умершего, который должен был содержать последнего, или из общественной казны (байт аль-маль), или из средств, безвозмездно выделенных на подготовку умерших к захоронению (вакф), или на имущество состоятельных людей, то тогда минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это один кусок ткани, покрывающий все его тело.
Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким. Но нежелательно, чтобы саван был других цветов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Одевайте белые одеяния, так как это самые лучшие ваши одеяния, и используйте для савана белую ткань ». Этот хадис передали имамы Муслим и аль-Бухари.
Желательно, чтобы для умершей жены саван готовил муж, для умершего мужа – жена, родственники или дети умершего. Если же у умершего никого нет, похороны осуществляют его соседи или община.
Ат-Табари передал следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Сосед достоин того, чтобы, если он заболеет, ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал ему взаймы, если испытывает нужду – защитил его. Если придет к нему добро – поздравь его, если беда – утешь его, не возвышай свое строение над его строением, поддерживай костер от него, не раздражай его запахом своего котла, кроме как черпая ему из него».
Саван должен соответствовать достоинству умершего:
Запрещается использовать для савана ткань, которая вызывает плохое впечатление, унижая тем самым достоинство умершего (к примеру, мешковину).
Для савана нельзя использовать украденную ткань, поэтому в Шариате есть для мусульманина дозволение еще при своей жизни готовить некроеный материал, предназначенный для савана.
Не дозволяется красить ладони умершего мужчины хной, а красить руки женщине и детям – нежелательно (караха).
Можно делать саван для женщины из шелковой ткани, дозволяется и красить его шафраном. А для мужчин, если есть возможность изготовить саван из другого материала, запрещено использовать для этой цели шелковую ткань. Саван желтого цвета является нежелательным и для мужчин, и для женщин.
Мужчину, который умер в состоянии ихрама, т. е. при совершении хаджа или умры, заворачивают в его ихрам, не покрывают лицо и голову и не умащают благовониями, поскольку при воскрешении он выйдет из могилы в том виде, в каком он был при совершении паломничества, и будет повторять: «О Аллах! Я отозвался на Твой Призыв, я искренне отозвался на Твой Призыв».
Об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Один человек, находившийся вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) во время стояния на равнине Арафат (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Обмойте его водой ссидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в Судный день он будет воскрешен произносящим тальбийю ”».
Часто для савана используют материю, которую споласкивали или же смачивали водой Зам-Зам.
Если на покойном имеются долги, которые равняются или превышают имущество, оставленное им после себя, то кредиторы имеют право потребовать, чтобы его завернули в саван, состоящий только из одного покрывала, и наследники покойного в данном случае не могут окутывать его в более чем одно покрывало, кроме случая, если они это делают на свои собственные средства, потому что вначале необходимо исполнить долг перед кредиторами и вернуть их имущество и в освобождении от его выплаты для покойного заключается больше пользы. Так пишет Баджури.
Нежелательно, чтобы саван был слишком дорогим в цене. Чем надевать новый саван, лучше использовать поношенный и выстиранный материал, ибо саван и так будет разлагаться в могиле, а новое более подобает для живого человека. Однако, если среди наследников покойного есть не достигшие совершеннолетия дети или психически нездоровые, или кто-то из них находится вдали от данной местности, или сам покойный при жизни был несостоятельным, бедным человеком, то использовать для него дорогую ткань в качестве савана является запретным (харам). Это тоже важный момент, требующий внимания!
В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Вы украшайте саван для покойных, они радуются и гордятся этим, также они посещают друг друга в этом саване ». В указанном хадисе под словами «украшайте саван» имеется в виду, чтобы мы выбрали саван белого цвета, чистый, закрывающий целиком тело, плотный и приобретенный на имущество, добытое дозволенным (халал) путем. В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата в саван, то пусть делает это хорошо ».
Продолжаем говорить об обрядах, связанных с последними часами пребывания человека на земле. О том, как правильно обернуть покойника в саван читайте далее. Также, после того, как омыли усопшего, коллективной обязанностью является завернуть его в саван. Не обязательно, чтобы тот, кто заворачивает, был взрослым, можно доверить это и ребенку. Саван должен быть из ткани, дозволенной во время жизни, т.е., то, что запретно из одежды мужчинам при жизни, запретно и после смерти. Это же касается и женщин. Запретен для мужчин и гермафродитов саван из шелка. Шелк запретен в том случае, если есть другая ткань, а если нет ничего, кроме шелка, то тогда разрешается его использовать. Если есть чистая ткань и ткань с нечистью, которая не дозволена в намазе, то запретно заворачивать усопшего нечистой тканью, хоть и дозволено живому одевать такую одежду. Если даже чистая ткань из шелка, заворачивают в нее, а не в испачканную. Женщинам, детям, не достигшим полового созревания, а также одержимым разрешается саван из шелка, но это нежелательно.
Достаточный и предпочтительный вариант
Достаточно (минимально) завернуть усопшего или усопшую в одну ткань, покрывающую все тело, для паломника — кроме его головы, для паломницы — кроме ее лица. Это назвал достоверным имам Навави в книге «Манасик» (стр. 98).
Сунной является заворачивать мужчину тремя лифафами (лифафа — ткань различного вида и хорошего сорта), которые покрывают покойника с головы до ног, основываясь на том, что Пророка (мир ему и благословение) заворачивали так же (Бухари, 1205, Муслим, 2179).
Мужчин разрешается заворачивать в четвертую и пятую ткань, так как Ибну Умар завернул своего сына в пять тканей: камис, чалма и три ткани. (Байхаки, 6689). А больше этого уже нежелательно.
Женщин и гермафродитов обернуть в пять слоев является желательным. Использование больше пяти тканей нежелательно.
Когда мужчину заворачивают в пятислойную ткань, на него надевают камис и чалму, а сверху покрывают тремя тканями.
А когда женщину заворачивают в пять слоев, сначала идет изар (кусок ткани для нижней части тела), затем камис (рубаха без воротника и с вырезом для головы), затем химар (платок для покрытия головы и волос женщины), и поверх этого оборачивают двумя лифафами, основываясь на том, что Пророк (мир ему и благословение) таким образом завернул свою дочь Умму Кульсум (Абу Дауд).
Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким.
Расходы на саван
Расходы на саван и остальные обязательные ритуалы покрываются из имущества умершего. Если у умершего нет имущества, то тогда покрываются из имущества опекуна, который обязан его содержать, если у того тоже нет имущества, то из общественной казны (байт аль-маль), если и этого нет, то хоронят на имущество состоятельных мусульман.
Если усопшей есть муж, который обязан был содержать ее при жизни, то расходы покрывает он. А если при ее жизни на нем не было такой обязанности, например, из-за непослушания жены или ее несовершеннолетия, тогда муж не обязан оплачивать расходы.
Если муж не обеспечен имуществом, тогда расходы покрывают ее родственники, которые обязаны ее содержать, далее обращаются к общественной казне, и потом — к состоятельным мусульманам. Муж обязан покрыть расходы только на одну ткань, которая покрывает все тело.
Цвет савана
Сунна, чтоб саван был белый. Основа этому в хадисе:
«Одевайте одежду белого цвета, поистине, она самая чистая и самая приятная, а также оборачивайте ею ваших усопших» (Тирмизи, 994)
Саван желтого и красного цвета является нежелательным как для мужчин, так и для женщин.
Форма заворачивания усопшего в саван
Является сунной вначале умастить ткань (саван) благовониями (кроме савана паломника), применяя его три раза. Благовония должны быть из ветки (‘уд), без применения миска.
Потом стелют ткани. Если ткани разных размеров, сначала стелется самая лучшая, красивая и большая из них, потом на нее стелют вторую, чуть меньше нее, а потом на вторую третью, которая меньше второй.
Желательно на каждую ткань, прежде чем постелить сверху другую, насыпать Ханут (благовония, которые используются специально для усопших, подобные камфору) и также кафур (камфора). Имам Шафии сказал: «Является сунной использовать камфору для всего тела усопшего, так как это способствует укреплению тела и замедляет процесс распада».
Затем, после того, как постелили три ткани, бережно спиной укладывают на них усопшего. Кладутся ли руки по швам, или их опускают на грудь, правую руку на левую — этому нет доводов, допустим и первый, и второй вариант.
Затем закрепляются ягодицы, их завязывают, подложив между ними вату или хлопчатый материал с ханутом и камфорой. Также, ватой, обработанной камфорой и ханутом, закрывают все отверстия на теле усопшего: уши, нос, глаза, а также места, участвовавшие в земном поклоне (лоб, ладони, колени, пальцы ног).
Затем переходят к оборачиванию. Сначала берут край левую часть ткани и оборачивают ею правую сторону усопшего, потом берут край правой, и заворачивают левую. По бокам, над головой и под ногами оставляют лишнюю ткань, над головой оставляют больше, чем под ногами. То же самое повторяется во второй и в третий раз.
Затем, эти лишние части и саван подвязывают, а позже, когда усопшего уложат в могилу, развязывают и оставляют там же. Запрещается писать на саване аяты из Корана.
Вся Хвала Аллаху, Господу миров!