Православный взгляд на депрессию: как научиться сохранять мир в душе? Как сохранить душевный мир Внимание к собственным грехам.

Молитва – отдых для души

Прекрасный отдых для человека, дорогие мои, – посвятить пусть и немного времени в своей жизни . Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. Ведь отдых – это не когда мы долго спим или совершаем разные путешествия. И это тоже, конечно, отдых для тела. Но отдых для души, духовный отдых, гораздо важнее и значительнее. Человек по-настоящему отдыхает, когда научится живой связи с Богом.

Я говорю это, потому что каждый замечает, сколь дивный покой обретает дух человека во время святых богослужений Церкви (как было на молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который мы с вами пропели). Насколько эти священные тропари, сочиненные святыми, имевшими опыт познания Святого Духа и присутствия Божия в своем сердце и выразившими именно этот опыт в церковной музыке, тропарях, песнопениях, помогают духу человека взойти к Богу и приобщиться Духу Святому. Его же дарует Господь ищущим и жаждущим Его. Всё это дает нам верное ощущение присутствия Божия, отдохновения, верное ощущение, если можно так выразиться, увеселения, развлечения. Я абсолютно уверен в том, что от одной настоящей , от одной службы, от одного священнодействия в храмовом пространстве ты отдохнешь так, как невозможно отдохнуть в лучших развлекательных центрах, куда ходят люди, – они покидают их еще более уставшими, чем пришли, более нервозными. Порой они так возбуждены, что один убивает другого.

И странно слышать, когда кто-то говорит: ну уж сегодня, когда можно и ночи проводить в развлекательных центрах, люди должны бы быть спокойными, радостными, улыбчивыми всякий день. Да, они лишь только встанут с постели, нажимают кнопку, включают радио, начинается шум и гам, они давай подпевать, и так с самого утра, как проснутся, уже на взводе! Иногда ни свет ни заря мы спускаемся на машине из монастыря и видим, как по малейшему поводу они кричат, задирают друг друга, ругаются, вот-вот подерутся. И ты спрашиваешь себя: что с ними случилось? еще ведь только утро… ну, в конце концов, был бы вечер… А то раннее утро, семь часов, они еще не продрали глаз, а уже на нервах. Где они были? Они, возможно, всю ночь провели в развлекательных заведениях, откуда ушли поистратившись, так что вернулись домой в еще худшем состоянии, чем были накануне!

Входит человек, выходит ангел

В Церкви такого не бывает. « , – говорит в прекрасном слове святой Иоанн Златоуст, – …ты хочешь узнать, что есть Церковь и в чем ее чудо? Это очень просто. Оглянись вокруг себя или зайди в церковь – и ты увидишь, что церковь – это такое место, куда входит волк, а выходит ягненок. Ты входишь в церковь волком, а выходишь ягненком. Входишь разбойником, а выходишь преподобным, входишь разъяренным, а выходишь кротким, входишь грешником, плотским, а выходишь духовным, входишь человеком, а выходишь ангелом». И поправляет себя: «Что я говорю: ангелом?! Разве только ангелом? Ты входишь человеком, а выходишь богом по благодати!» Вот что такое Церковь.

И действительно, это неоспоримый факт: человек в церковном пространстве, в атмосфере песнопений и молитв обретает безмятежный покой. Потому что, как вы знаете, в Православной Церкви есть великие службы, и она, прежде всего, Богослужебная, и весь «терапевтический курс», которым она воздействует на человека, души людей, – это курс лечения богослужением. Я вспоминаю, как на Святую Гору (и вообще я замечал это на протяжении всей моей монашеской жизни) приходили жить в монастырь люди. Какие они были дикие на вид! На их лицах отражалось их внутреннее одичание – дикий нрав, дикий взгляд… После того, как они проводили день-два на Святой Горе, в монастыре, посещали службы, то потихонечку на их лицах вырисовывались сладость и кротость благодати Божией. И несмотря на то, что они были просто паломниками, Дух Божий всё равно воздействовал на них, они успокаивались и стяжевали подлинное умиротворение.

А многие говорили: мы едем на Святую Гору, в монастырь, и даже если мы не получим особой пользы, то по крайней мере выспимся на славу, так прекрасно спится в монастыре, как нигде больше за его стенами, а то мы не можем ни покоя найти, ни чего другого. И не потому, что в монастыре тишина. В миру тоже у них была тишина. Но потому, что в монастыре был покой, покой духовный. Этот контраст был столь резким, что его можно было заметить невооруженным взглядом. Иногда я забавлялся над ними (некоторые из них думали, что все мы на Святой Горе имеем дар прозорливости и лишь посмотрим на человека, видим его насквозь)! Но это могли святые – а кто такие мы?! И вот как-то раз пришли, наверное, 25 человек. Я говорю им: «Хотите, я сейчас вам скажу, кто из вас пришел впервые, а кто уже бывал здесь?» Они говорят: «Да, отче, скажи нам». Я посмотрел на их лица – и правда, по ним сразу можно было определить тех, кто на Святой Горе не впервые, они имели другие лица в сравнении с остальными. И я сказал: «Вот ты, ты, ты, ты, ты уже был». И оказался прав, всё угадал! И так приобщился славе прозорливца! (Смех.) Хотя был как те факиры, что в реальности шарлатаны!

Бог – надежная опора в жизни

Поэтому научиться есть благословение Божие! Поэтому вам нужно научиться молиться, дорогие мои, ведь в вашей повседневной жизни, как ни крути, вы встречаете множество трудностей и разочарований, многие находятся в тупике. По крайней мере, из своего непродолжительного общения с вами я вижу, что у вас есть немало безвыходных ситуаций, проблем, вопросов, сильная тревога. И даже мрак, который порой проникает в юношескую душу, и человек не знает тогда, ни кто он сам, ни что он делает, ни куда идет, ни чего хочет – не знает ничего.

Это все излечивается, когда человек начнет молиться. Когда человек начнет молиться, он получает силу от молитвы. есть свет, потому что Сам Бог есть свет. И свет Бога начинает постепенно растворять духовную тьму. А если иногда мрак упорствует в душе человека, это происходит потому, что добрый Бог, как врач, желает исцелить душу смирением, научить человека смиряться. И нам необходимо научиться получать эту силу, чтобы переплыть море нашей жизни и преодолеть трудности, имея надежную опору.

Другие опоры, которые существуют сегодня: нашего здравого смысла, наших денег, нашего здоровья, нашей силы, другого человека, нашего ближнего, нашего друга, нашей подруги, нашей супруги и т.д., – это опоры, которые тоже хороши, но они не надежны, потому что подвержены разрушению и изменению. Изменяются люди, изменяется окружающий нас мир из-за тех или иных событий, из-за тех или иных обстоятельств. Единственная надежная опора, неизменная опора, есть вера в Бога. Бог не меняется никогда. Он не теряется, не изменяется, не разочаровывает человека, никогда не предает его. Бог не оставляет Свои деяния незавершенными и наполовину сделанными, но доводит их до конца, потому что Бог Сам совершенен! Так часто, когда вы сталкиваетесь с неудачами, особенно сейчас, когда вы учитесь, с неудачами на экзаменах, на занятиях, вам нужно научиться этой силе молитвы, чтобы быть выше неудач, подобно самолету, который летит над облаками во время грозы. Он взмывает ввысь, и ему ничего не страшно; гроза бушует, но она не достигает той высоты, где он летит, потому что у него есть «сила», которая позволяет ему преодолевать подобные ситуации.

Пожелай мне неудачи!

И тем более в Церкви Бог дает силу не только для того, чтобы преодолевать наши , но и для того, чтобы извлекать из этих неудач духовную пользу. И порой неудача становится лучшей из удач! Потому что имеет такие благотворные воздействия на душу человека, на его личность в целом, которые зачастую человеку необходимы. Я могу сказать, что крайне необходимо научиться переживать неудачи. Неудачи очень важны для человека. Нам повсюду желают «доброй удачи», а нужно, чтобы хотя бы иногда нам желали «доброй неудачи», чтобы мы знали, что нам нужно готовиться к неудачам, а не привыкать к тому, что всё должно быть так, как мы того хотим. И лишь возникает малейшее препятствие, бежим к психологам и психиатрам, наша голова забита тем, что у нас «психологические проблемы». Голова наша забита «психологическими проблемами», наш карман – пилюлями, а карман психолога – деньгами. «45 минут стоят 15 лир», – говорит он вам! Вы знаете, некоторые психологи меня недолюбливают, потому что я увел у них клиентов! (Смех.) Когда я услышал об этом, то сам удивился – позавчера мне рассказал один психолог о разговоре, бывшем в его профессиональном кругу о том, что некоторые из-за меня потеряли клиентов. Но это действительно драматическая ситуация: человек, утопающий в своих проблемах, приходит к врачу, а тот смотрит на часы. И как только истекут 45 минут, говорит: «Смотри (а тот, бедняга, исповедует ему свою жизнь), хочешь, перейдем на второй час? Посчитай, а иначе оставайся в своей бездне и приходи в другой раз!» Несмотря на все это, мы часто обращаемся к психологам. А есть ли в этом необходимость и какая именно? Люди платят за то, чтобы поговорить, они платят за то, чтобы их выслушали. Вы представляете, до чего мы докатились. То есть в сколь трудной ситуации находятся люди, что они идут на это! А всё потому, что потеряли общение с Богом.

Молитва показывает смысл жизни

Бог просит нас, побуждает нас, умоляет нас, принуждает нас, чтобы мы беседовали с Ним! Вы видите, что Он говорит? Просите, ищите, стучите в дверь – и вам откроют. Всё, что вы попросите, даст вам Бог. И если мы научимся молиться, тогда мы стяжаем мир в наших душах. И этот душевный мир есть та сила, которая не дает человеку утонуть. Так человек, который учится молиться, осознает и очень хорошо, в чем смысл его жизни. Он обретает смысл жизни, и в этом смысле есть место и для его неудач.

Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне - по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были - с пороками и страстями - такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы - в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

🔷Как стяжать дух мирен?

Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике - ну никак не получается!

Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка - он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит. Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытую дверь слышит: "Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа - я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!" Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан - отступник - злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана - Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был - везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

Вот как рассуждали святые люди.

Что делать, если потерял душевный мир, любовь? С каждым днем становлюсь все хуже и хуже. Хочется быть прежним, но душа умерла и никак не воскреснет.

Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими - все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас - мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти. Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше.

🔷 Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?

Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться... А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся... Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не от чего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую - 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

🔷 Как избавиться от уныния?

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, - благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах - душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: "А я каюсь! " Каяться на словах, одним языком - это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра "вымытая свинья снова идет валяться в грязи" (2 Петр. 2, 22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна.

Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо...

Наш путь христианский - ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: "Всю жизнь ты болтал - теперь хватит! Принимайся за дело - читай молитву. Не хочется? Заставлю! "

Если уныние только пришло, только началось - открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить - если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает - и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа - сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: "Господи, до чего бесы обнаглели - уже из келий насильным путем вытаскивают!" Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: "Господи, что же Ты не помогаешь? " А Господь и говорит ему: "А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог".

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: "Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась - и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке, и конь рванул в сторону - бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив". И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его... Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Для того, чтобы жить с ближними в мире, согласии и любви надо научиться друг другу уступать. Если один возмутился, из него пошел "геенский огонь", то не надо бензин возражений и возмущений подливать, потому что пламя будет еще выше. Надо смириться, перетерпеть, и пламя кончит бушевать. Мне как-то одна послушница говорит: "У меня папа и мама - безбожники, даже некрещеные. Вот, я поеду сейчас домой; если они ругаться будут, как мне себя вести?" Я ей ответил: "Не ругайся. Если кто-то из них вспыхнет, начнет тебя ругать - ты их просто выслушай. Пусть они все-все выскажут тебе, что у них на душе, на сердце... Если же начнешь оправдываться - получится скандал". Выслушай все с радостью и прими за прошлые грехи со смирением.


Душевная тревога происходит от диавола (старец Паисий Святогорец)


Геронда, миряне, живущие духовной жизнью, устают на работе и, возвращаясь вечером домой, не имеют сил совершить Повечерие. А от этого они переживают.

— Если они возвращаются домой поздно вечером и уставшие, то им никогда не нужно с душевной тревогой себя насиловать. Надо всегда с любочестием говорить себе: «Если ты не можешь прочесть Повечерие полностью, то прочитай половину или треть». И в следующий раз надо стараться не слишком утомляться днем. Должно подвизаться насколько возможно с любочестием и во всем полагаться на Бога. А Бог Свое дело сделает. Ум должен всегда быть близ Бога. Это самое лучшее делание из всех.

— Геронда, а какую цену имеет в очах Божиих чрезмерная аскеза?

— Если она совершается от любочестия, то радуется и сам человек, и Бог - о Своем любочестном чаде. Если человек утесняет себя от любви, то это источает мед в его сердце. Если же он утесняет себя от эгоизма, то это приносит ему мучение. Один человек, подвизавшийся с эгоизмом и утеснявший себя с душевным беспокойством, как-то сказал: «О, Христе мой! Врата, которые Ты соделал, слишком тесны! Я не могу через них пройти» Но если бы он подвизался смиренно, то эти врата не были бы для него тесными. Те, кто эгоистично подвизаются в постах, бдениях и прочих подвигах, мучают себя без духовной пользы, потому что бьют воздух, а не бесов. Вместо того чтобы отгонять от себя бесовские искушения, они принимают их все в большем количестве, и — как следствие — в своем подвижничестве встречают множество трудностей, чувствуют, как их душит внутреннее беспокойство. В то время как у тех людей, которые сильно подвизаются со многим смирением и со многим упованием на Бога, радуется сердце и окрыляется душа.

В духовной жизни требуется внимание. Делая что-либо по тщеславию, духовные люди остаются с пустотой в душе. Их сердце не преисполняется, не становится окрыленным. Чем больше они увеличивают свое тщеславие, тем больше увеличивается и их внутренняя пустота, и тем больше они страдают. Там, где присутствует душевная тревога и отчаяние, — бесовская духовная жизнь. Не тревожьтесь душой ни по какому поводу. Душевная тревога происходит от диавола. Видя душевную тревогу, знайте, что там накрутил своим хвостом тангалашка. Диавол не идет нам поперек. Если человек к чему-то склонен, то и диавол подталкивает его в этом же направлении, чтобы его измотать и прельстить. Например, человека чуткого он делает чрезмерно чувствительным. Если подвижник расположен делать поклоны, то диавол тоже подталкивает его к поклонам, превышающим его силы. И если твои силы ограничены, то образуется сперва некая нервозность, потому что ты видишь, что твоих сил не хватает. Потом диавол приводит тебя в состояние душевной тревоги, с легким — вначале — чувством отчаяния, потом он усугубляет это состояние все больше и больше… Помню начало своего монашества. Одно время, как только я ложился спать, искуситель говорил мне: «Ты что же — спишь? Вставай! Столько людей страдают, стольким нужна помощь!».. Я поднимался и делал поклоны — сколько мог. Стоило мне опять лечь, как он опять начинал свое: «Люди страдают, а ты спишь? Вставай!» — и я опять поднимался. Я дошел до того, что как-то сказал: «Ах, как было бы хорошо, если бы у меня отнялись ноги! Тогда у меня была бы уважительная причина не делать поклоны». Один Великий Пост я, находясь в таком искушении, еле выдержал, потому что хотел утеснить себя больше своих сил.

Если, подвизаясь, мы чувствуем душевную тревогу, то должно знать, что мы подвизаемся не по-Божьему. Бог — не тиран, чтобы нас душить. Каждому следует подвизаться с любочестием, в соответствии со своими силами. Надо возделывать в себе любочестие для того, чтобы возросла наша любовь к Богу. Тогда человека будет подталкивать к подвигу любочестие, и само его подвижничество, то есть поклоны, посты и подобное этому, будет не чем другим, как преизлиянием его любви. И тогда он с духовной отвагой будет идти вперед.

Следовательно, не нужно подвизаться с болезненной схоластичностью, чтобы потом, отбиваясь от помыслов, задыхаться от душевной тревоги, нет — надо упростить свою борьбу и уповать на Христа, а не на себя самого. Христос — весь любовь, весь — доброта, весь — утешение. Он никогда не душит человека. Он в изобилии имеет духовный кислород — божественное утешение. Тонкое духовное делание — это одно, а болезненная схоластичность, которая от нерассудительного принуждения себя к внешнему подвигу душит человека душевной тревогой и разрывает его голову болью, - это совсем другое.

— Геронда, а если человек по природе слишком много думает и его голову распирают многие мысли, то как ему следует относиться к той или иной проблеме, чтобы не выбиваться из сил?

— Если человек ведет себя просто, то из сил он не выбивается. Но если примешивается хотя бы чуточку эгоизма, то, боясь сделать какую-нибудь ошибку, он напрягает себя и выбивается из сил. Да хотя бы и сделал он какую-нибудь ошибку — ну, поругают его маленечко, ничего страшного в этом нет. Такое состояние, о котором ты спрашиваешь, может быть оправдано, к примеру, для судьи, который, постоянно сталкиваясь с запутанными делами, боится, как бы не совершить неправедный суд и не стать причиной наказания неповинных людей. В духовной же жизни головная боль появляется в том случае, когда человек, занимая какое-то ответственное место, не знает, как ему поступить, потому что ему надо принять решение, которое кого-то в чем-то ущемит, а если его не принимать, то это будет несправедливо по отношению к другим людям. Совесть такого человека находится в постоянном напряжении. Вот так-то, сестра. А ты будь внимательна к тому, чтобы духовно трудиться — не умом, а сердцем, И без смиренного доверия Богу духовного делания не совершай. В противном случае ты будешь переживать, утомлять свою голову и душой чувствовать себя плохо. В душевном беспокойстве обычно кроется неверие, но можно испытывать такое состояние и по гордости.

О страхованиях и малодушии, воле Божьей в нашей жизни и несении жизненного Креста

«Всё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу».
Патриарх Сербский Павел

«Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя».
Преподобный Дорофей Палестинский

«Люди и народы и племена земные, если хотите вы жить на своей земле мирно и без страха, вооружайтесь оружием, имя которому – любовь» .
Святитель Николай Сербский

О страхе перед грядущими испытаниями. Где есть настоящая Вера, там есть надежда на Господа и любовь к Нему, а от любви исчезает страх – Воля Божья в нашей жизни и несение жизненного Креста – Святые угодники Божьи о терпении скорбей, ропоте, причинах страха и боязливости

Когда приходят беды и испытания, без веры очень тяжело им противостоять, если не сказать – невозможно. Только вера дает то чувство неоставленности, надежды на лучшее, дает силы терпеть и благодарить за все. Человек верующий знает, что ничего без Воли Божьей, или без Его на то попущения, не происходит, и все, что попущено Им, благим и всесильным, и любящим нас, приведет, в конце концов, к добру, и, самое главное, ко спасению. А так как верующий человек ничего в земной жизни и не ищет, кроме спасения, — то беды и скорби являются для него как бы дополнительным стимулом, толчком для духовного роста. Они, как катализатор, ускоряют процесс его восхождения к Богу. Потому настоящий христианин не боится бед, не бежит от скорбей, он со смирением склоняет голову свою пред Великим и Могущественным, попустившим в нашей жизни случиться и не приятному: «Да будет воля Твоя святая, Господи, на все. Буди имя Господне благословенно!».

В исполнении Воли Божьей мы должны учиться у Самого Господа нашего Иисуса Христа. Вся жизнь Его земная – пример в этом для нас. Но даже у Него была минутная слабость. Помните, моление о Чаше в Гефсиманском саду? — Перед предательством и распятием, перед крестными муками и позорной, с точки зрения людей, смертью? Зная, что с Ним должно произойти, Он взмолился Отцу Небесному: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия», но тут же продолжил: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26, 39).

И такой час настает, рано или поздно, в большей или меньшей степени (от степени готовности самой души принять посылаемое Господом) у каждого христианина. И мы должны знать это и готовиться к этому. Знать, что Воскресения без Распятия нет, и готовиться жизнью по заповедям, а для этого нужно как можно чаще, достойно, причащаться, потому что только Причастие Святых Христовых Тайн дает те силы, то терпение, ту способность все переносить, и, при этом, за все Господа благодарить! Это не человеческие силы, это действие Благодати Божьей, а потому так важно стяжать навык жизни евангельской, смиренной, молитвенной, в которую мы естественным образом входим, когда соединяемся с Господом в Таинстве Причастия. Здесь имеет большое значение ревность наша о спасении, из которой зажигается и любовь к Господу, и презрение всего земного, и страх Божий, — когда боишься, больше всего на свете, согрешить, отпасть от Господа, и память смертная, и желание молиться, читать Святое Писание, Святых Отцов… И, — как плод всех этих деяний, которые помогают нам в приобретении Божьей Благодати, — смирение вместо гордости, послушание вместо своеволия, трудолюбие вместо лености, любовь ко всем вместо осуждения, злобы и высокомерия, терпение вместо ропота, надежда вместо уныния и отчаяния, мир и покой душевный вместо безпокойства и страхования … Эти все добродетели подаются Богом, и подаются за труды наши молитвенные и телесные, за старание наше и желание жить по Богу, как Он учит, не взирая ни на что!

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29). Смиренным преданием себя в руки Божьи, доверием к Нему и Его словам, — для чего нужно обязательно внимательно читать Евангелие каждый день и стараться исполнять прочитанное в своей жизни, — мы получаем утешение и умиротворение. Получаем, наконец, то, что искали, может быть и не осознанно, всю свою жизнь – ощущение гармонии и счастья, полноты бытия и защищенности. Душа наша успокаивается, ей больше не грозит, так явно и неминуемо, гибель за прегрешения. — Отчего нет мира в душе у грешников, отчего так часты в мире, не знающем Бога, депрессии и самоубийства! — Появляется чувство уверенности в сегодняшнем дне и будущем, проходят страхи, исчезает боязнь смерти, человек в полном смысле перерождается, становится свободным и окрыленным. Это все есть, когда есть ревность о спасении, когда стараешься жить по Евангелию, и соединяешься, таким образом, с Богом.

Если же нет, если нас не покидает страх и малодушие, если мы упрямо ищем своего, нам не хочется брать крест свой, потому что мы боимся скорбей, отчего еще более приходим в уныние, — то расположение наше духовное не верное, произошел сбой в нашей христианской жизни, что-то мы делаем не так, — и это что-то нужно обязательно найти и устранить. Иначе, нам не быть с Господом. Самообман все равно разрушится, и горе нам, если это случится тогда, когда уже ничего исправить нельзя будет! Причиной же этого не верного духовного устроения, скорее всего, есть не побежденное самолюбие , которое трусливо не хочет следовать за Христом, которое боится трудностей и бежит от скорбей, которое не хочет самоотречения, ищет своего, вместо того, чтобы спокойно и со смирением предаться в святую Волю Божью.

Что здесь важно понять? Первое, что Воля Божья – она самая благая, самая лучшая для нас, причем, как в земной жизни, так и в будущем – в вечности . Ведь Он, любящий и всесильный, неужели Он хочет нам плохого? Неужели, Он, подавая нам испытания, не даст нам и помощи, и не сможет поддержать нас на нашем пути к Нему? Ему все возможно, Он – Бог, творящий чудеса, Творец Неба и земли, разрушающий наши не полезные замыслы и хотящий всем спасения! Доверия Богу – вот чего всем нам не хватает. Было бы доверие – была бы жизнь евангельская, праведная, благочестивая, перерождающая и делающая нас святыми! В этом сила христианства – не в букве, а в духе. То есть не вычитывание правила, а молитва, — горячая и искренняя, сердечная, просящая и умоляющая о помиловании себя, своих детей, близких, своей страны, своих врагов… Не внешнее исполнение обрядов, а чистосердечная исповедь, сокрушение о своих грехах, стыд за них и желание никогда больше их не повторять; стремление к Причастию, а для этого желание как можно лучше подготовиться к нему, и ясное понимание, что ничего более важного в этом мире нет – так неужели будем лениться и нерадеть, когда Господь дает нам возможность еще мирно жить, и в Храме молиться и причащаться? Как долго еще такая возможность будет? – Никто не знает, — времена и сроки в руках Господних, и нам не полезно о них знать…

Второе. Вера – это то, что делает нас не уязвимыми для врагов видимых и не видимых, потому что на духовном уровне соединяет с Господом! Это самое драгоценное сокровище, над приобретением которого стоит потрудиться, если его все еще нет у нас, или — порой есть, порой нет, что называется маловерием, которое происходит по наущению вражьему, и с которым нужно бороться. Как Господь говорит в Евангелии: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14, 31). — Вера творит чудеса, не объяснимые нашим рациональным, земным разумом – ведь, сколько святых действительно и по воде ходили, и горы передвигали, и мертвых воскрешали?! Не своею силою они это делали, а Божьею, потому что смогли соединиться с Ним своим духом, стать как бы единым целым с Господом, — что может быть выше этого?

И наоборот, — не верим, не просим, и потому не получаем . И чудес, — настоящих, Божьих, а не обмана бесовского, — так мало сейчас у нас. Это ведь и о нас сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13, 58). Но Господь милостив, и знает немощи наши, и силу вражью, и потому приходит на помощь человечеству, по молитвам Своих святых, которые у Него есть, и о большинстве из которых, мир ничего не знает. И чудесами укрепляет унывающий и малодушный дух наш, особенно когда начинаются скорби, когда враг усиленно ищет погибели нашей от малодушия и отчаяния, как происходит, когда люди вступают в полосу страданий без истинной веры. Отсюда и явления Богородицы на фронтах, и в Лавре, и явления духовным людям, способным принять их со смирением и без вреда для своей души, святых угодников Божьих – и Николая Чудотворца, и Царя Николая и других святых, о чем знают православные люди, но что сокрыто пока, до времени, от остальных людей, — по неверию их.
«Что вы так боязливы, маловерные?..» (Мф.8, 26) – страх от неверия и маловерия происходит. Истинная вера прогоняет страх, потому что соединяет через любовь с Господом . А кто с Господом, тому нечего бояться. Ни болезни, ни сама смерть не страшна тому, кто уповает единственно на Бога своего и Его ищет во всех жизненных обстоятельствах и устремлениях сердечных. А раз Бог вечный, то и смерти нет, как таковой, — тело умирает, но душа-то вечна, и после смерти устремляется туда, куда был задан ей вектор в земной жизни. Нет страха смерти у истинных христиан. – И, опять же, если он есть, значит что-то не так еще в нашем духовном устроении, нужно молить Господа, чтобы Он помог справиться со своим малодушием и боязливостью.

Третье. О Кресте жизненном , что еще хочется сказать, чтобы люди не боялись его, и не отходили, таким образом, от Господа в своей жизни? — Господь в Евангелии говорит всем нам: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10, 38); «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16, 24).

Святые отцы учат, что у каждого есть свой жизненный крест, и виден он из обстоятельств жизненных. Кто-то болен сам, у кого-то ребенок болезненный; у одной — муж алкоголик, а у другой – сын наркоман; кто-то рано лишился родителей, и стал сиротой, а кто-то рано овдовел и т.д. и т.п. Это Крест, который, хочешь — не хочешь, но нужно нести. И посылается он, как по нашим собственным грехам, так и по грехам рода, — по Божьей милости, чтобы скорбями временными и терпимыми избегнуть наказания вечного и нестерпимого. Ведь каждый грех несет с собой смерть. «Грех рождает смерть» — говорит Апостол Иаков (Иак.1, 15), и это не пустые слова, это истина, которую так пытаются скрыть сейчас от современных людей. И в Ветхом Завете читаем: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. И в день посещения Моего Я посещу их за грех их» (Исх.32, 33-34). –
Не осознанный, и потому нераскаянный грех тянет за собой Божье посещение через скорби, болезни, страдания. Если грех народный – войны, землетрясения, эпидемии, засухи
… Это все не является злом в том понимании, как его обычно видят люди, но попущенным злом, чтобы искоренить истинное зло – грех, влекущий душу в вечную погибель, разъединяющую ее с Жизнью вечной, с Господом.

Поэтому и жизненные трудности, болезни, утраты нужно рассматривать с этой точки зрения – как узкую и скорбную дорогу, вслед за Сыном Божьим, ведущую нас, через терпение боли, унижения и несправедливости, к смирению и всепрощению, к любви ко всем людям, даже к гонящим и распинающим нас! Где
есть любовь к врагам и молитва за них, там открывается место для действия Божьей Благодати – Господь Сам заступается за тех, кто смиренно терпит и не воздает злом за зло
. Это путь Христа, путь святых и путь истинного христианина, вручающего всего себя в волю Божью, смело, без раздумий и колебаний, зная, что от Бога ничего плохого быть не может, и если Он попускает нам сейчас такие страдания, значит, именно это самый лучший путь нашего спасения! Ему виднее, что нам нужно, и что мы можем понести. Опять же, если мы не готовы к мученичеству, например, или к другим тяжким страданиям, то благой Господь нам их и не пошлет, — все по силам нашим, и по внутреннему расположению, по готовности нашей. Поэтому все наши страхи перед грядущими бедами и гонениями совершенно напрасны – Господь никому сверх его сил ничего не попускает . Будет готовность внутренняя, желание тайное пострадать за Христа, — Господь даст такой Крест, но и силы даст его терпеть! Вот о чем мы малодушно забываем, когда боимся, ропщем, унываем…
И еще один момент, — преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) говорил: «Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей . Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего». И у святителя Иоанна Златоуста (347-407) читаем: «Если для Господа не хочешь терпеть скорби, то все же будешь терпеть скорбь, но по другим причинам, без всякой для себя пользы . Ибо завистник, корыстолюбец, привязавшийся к блуднице, тщеславный и преданный всякому другому пороку терпит многие печали и скорби… Итак, поскольку ведущий и ту, и другую жизнь необходимо должен скорбеть, то почему же не избрать жизни, которая вместе со скорбию доставляет безчисленные венцы?»

Свой Крест – он легкий, потому что по силам, и потому что, терпя и смиряясь пред волей Божьей, душа получает утешение . Если же терпения нет, если ропщем и хотим творить свою волю, то скорби переносятся тяжело, затягиваются и человек впадает в состояние депрессии, уныния и отчаяния. Ропотом мы как бы сами себя проклинаем, накликаем на себя все новые и новые бедствия. И это хорошо видно как в жизни каждого конкретного человека, так и в жизни страны, в целом. Всегда оставаясь недовольными, безконечно всех и вся критикуя, видя во всем только плохое, и не обращая внимания на истинные, духовные, причины всего происходящего, совершенно не заботясь об исправлении своей жизни, о покаянии в своих грехах, мы только туже затягиваем петли Божьего воздаяния вокруг самих себя и всей своей страны. А если учесть, что жизнь земная лишь подготовка к вечности, и что по смерти душа унаследует то место, которое заслужила своими добрыми или злыми делами (словами, мыслями), то становится понятным то благо, которое вытекает из правильного, духовного разумения всех попускаемых Богом скорбей, если переносить их терпеливо, с пользой для себя.
Как пишет святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Если поймешь, что хочешь или не хочешь, но ты должен перенести то, что терпишь; и если станешь переносить с благодарением, то получишь весьма большую пользу, а если будешь сетовать, негодовать и роптать, то несчастия своего этим не убавишь и воздвигнешь еще большую бурю. Имея такие мысли, мы все, что бы ни случилось с нами по необходимости, будем принимать так, как бы происходило это по нашему желанию».

Преподобный авва Дорофей Палестинский (620): «Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя ».
«Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей промысла Божия и потому должны предоставлять Ему устраивать все, касающееся до нас, а тем более должно поступать так теперь. Ибо если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя.
Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: «Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело»; ибо промысел Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские…
Итак, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, что мы просим или о чем помышляем (см.: Еф.3, 20)».
«Душа человека, когда перестанет исполнять грехи на самом деле, сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях, и так чрез скорби войти в святый покой, ибо многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян.14, 22). Скорби привлекают душе милость Божию подобно тому, как ветры наносят благодатный дождь. Нерадение, безпечность и покой земной расслабляют и рассеивают душу, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом, как говорит пророк: Господи, в скорби помянухом Тя (Ис.33, 2), посему-то, нам не должно ни смущаться, ни унывать в искушениях, а надобно терпеть и благодарить Бога в скорбях и всегда молиться Ему со смирением, чтобы Он сотворил милость с немощью нашей и покрыл нас от всякого искушения во славу Его».
«Но мы, спя, хотим спастись и потому изнемогаем в скорбях ; тогда как мы должны были бы благодарить Бога и считать себя блаженными, что сподобляемся немного поскорбеть здесь, дабы там обрести малый покой».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) сказал: «Горе сомневающемуся: дух лжи омрачит, стеснит и повергнет его в уныние и скорбь».
«Вся сила в сердце: легко на сердце – и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце – и всему худо; но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви, как месте веры по преимуществу; здесь Бог касается очищающею благодатью Своею сердец ваших и дает вам носить Свое благое иго. Вот великий секрет, который узнать стоит всем…»
«Всякая скорбь и теснота происходят от маловерия, или от какой-либо страсти, кроющейся внутри, или от другой какой-либо нечистоты, зримой Всевидящим, и, значит, от того, что в сердце дьявол, а Христа нет в сердце. Христос — покой, свобода души и свет неизреченный».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Три степени для спасения. Сказано у святителя Иоанна Златоустого: а) не грешить; б) согрешивши, каяться; в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби».

«Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отражает бедствие, а малодушие (недостаток терпения) есть матерь мучения, терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти такую силу в скорбях без Божественного дарования благодати, обретаемого неотступной молитвой и излиянием слез».

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911): «Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать. Во всем нужно терпение и великодушие, как кораблю якорь, чтобы во время бури не разбился о камень».

«Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия, а прогнать его можно славословием [Бога]. Ропот рождает ропот, а славословие рождает славословие. Если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от [злости] и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему еще большие неприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.
Иногда тангалашка окрадывает нас и учит не быть довольными ничем, тогда как все случающееся с нами можно встречать с духовной радостью и славословием и иметь благословение Божие…
В ропоте присутствует проклятье. То есть человек ропщущий все равно что проклинает себя , и потом к нему приходит гнев Божий…»

Святитель Николай Сербский (1880-1956) : «Отчего появляется страх? От отсутствия любви. В чем состоит любовь? Пусть апостол скажет за меня: …это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин.5, 3). Так говорит апостол любви, святой евангелист Иоанн. Как только попирается заповедь Божия, любовь как птица улетает из сердца преступника и ее место занимает страх. Страх неотделим от преступления, греха, беззакония.
…Где нарушается заповедь Божия, там рождается страх. А страх парализует и унижает человека.
Есть ли лекарство от страха, которое может исцелить человека и народ? Есть – у Всевышнего Врача. И Всевышний оставил нам рецепт этого лекарства в Ветхом и Новом Завете. Вот как написано в рецепте: Исполняйте постановления Мои и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле (Лев.25, 18). Так устами пророка Всевышний сказал в Ветхом Завете. А в Новом Завете через апостола говорит: Совершенная любовь изгоняет страх… это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1 Ин.4, 18; 5, 3).
Люди и народы и племена земные, если хотите вы жить на своей земле мирно и без страха, вооружайтесь оружием, имя которому – любовь…»

В одном из писем он пишет, что является причиной страхования: «Тебя искушает бес. Один из многочисленных бесов, которые трудятся над погибелью человеческой . Пишешь, что, когда он нападает на тебя, тебе кажется, что весь мир ополчился на тебя, что кругом одни враги, что и Бог ненавидит тебя. Ты спрашивал знающих людей, тебе сказали, что это своего рода безумие. Правда, безумие, верно сказали. И Церковь тебе то же скажет, но Церковь больше скажет тебе, по собственному опыту и знанию. Она скажет тебе, от кого и почему наступает такое безумие. От беса, но по твоим грехам. Церковь и лекарство тебе выпишет – исповедь и покаяние в грехах, и бес отступит от тебя. По своей воле он никогда не отступился бы, но Господь изгонит его…
Господь всемогущ и многомилостив. Он может отогнать и отгонит от тебя беса страха, который так жестоко мучает тебя. Только признай силу и милость Божию . Затем исповедуйся в грехах, покайся и помолись усердно Всевышнему Богу. Скажи в молитве: «Господи, перед Которым трепещут бесы и всякая тварь, всемогущий и всемилостивый, прости меня, грешного, помилуй и спаси меня ради крестных мук Сына Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа!». И не сомневайся нисколько: Господь помилует тебя и отгонит от тебя это ничтожное страшилище».

Преподобный Исаак Сирин (550): «Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах. Не Дух Божий пребывает в тех, кои пребывают в покое . Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях; а мир гордится роскошью и покоем. Не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в нужде, в унижении, в оскорблениях, в утружденном теле, в печальных мыслях, чтоб исполнялось на них сказанное: в мире скорбни будете (Ин.16, 33). Господь знает, что живущим в покое невозможно пребывать в любви Его, и потому отказывает им в покое и услаждении оным…»

Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865): «Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбями достигается!»

Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Спасение наше на Кресте, а именно в крестных страданиях. Через напрасные скорби и страдания мы прививаемся ко Кресту Христову и из него приемлем силу крестную, очищающую, освящающую и благоволение Божие привлекающую».

Старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Жизнь это не дом отдыха: она имеет радости, но имеет и скорби . Воскресению предшествует Распятие. Удары испытаний необходимы для спасения нашей души, ибо они ее очищают. Как и с одеждой: насколько больше мы ее трем, когда стираем, настолько чище она становится. Рыба кажется прекрасной, когда она живая плавает в море и даже когда она лежит на базаре – в чешуе и не выпотрошенная. Но в употребление она годится, только когда очистится – станет с виду безобразной и потом испечется. Так и человек: когда он сбросит с себя все мирское, то при кажущейся внешней потере жизни, мирской живости – чешуи, он выскребает из себя все ненужное, «пропекается» и тогда уже становится годным к употреблению».

Патриарх Сербский Павел (1914-2009) говорил, что «всё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу ».

26.01.2015
Л. Очай

В последние годы нам всё чаще приходится слышать о шокирующих терактах в странах, ранее казавшихся безопасными, о нетипичных природных явлениях и росте насилия по всему миру. Наряду с волнением за жертв конфликтов и бедствий, многие люди чувствуют беспокойство и за свою жизнь, за её привычный уклад. Как справиться с тревогой и сохранить мир в своей душе?.

Протоиерей Виктор Якушев , клирик прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минска:

Живя в миру, сохранить мир в душе очень сложно, ведь нам обычно до всего есть дело. Почему святые уходили в пустыню, туда, где можно побыть в одиночестве и ни с кем не общаться? Они уходили, чтобы быть наедине с самими собой и ближе к Богу.

Современный человек встаёт утром и включает телевизор, чтобы посмотреть новости. По пути на работу, сидя в машине, мы также включаем радио и знакомимся с последними событиями. Чаще всего мы остаёмся к новостям безучастными, но некоторые из них нас пугают и будоражат, иногда и возмущают. Все сегодня разбираются в политике и все могут дать совет, как лучше поступить.

Какой из этого можно сделать вывод? Всего, что лишает мира в нашей душе, нужно избегать. Если человека беспокоят политические новости, он из-за этого не может спокойно спать и со всеми ругается, значит, смотреть такие новости не нужно.

Вообще, здесь речь идёт о таком качестве, как смирение. Смирение – то качество, когда мы спокойно воспринимаем всё, что происходит вокруг нас, особенно, когда это касается лично нас. Нас обижают, оскорбляют, а мы словно камень при дороге: его пнули и пошли дальше, а он остался лежать, никак не ответил. Вот и мы должны вести себя также, но это не получается делать, потому что это очень сложно. Но если человек старается, Господь даёт силы и укрепляет Своей благодатью.

Иерей Александр Кухта , клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района:

В этом вопросе можно выделить два важных аспекта, первый из которых – количество зла в мире. Я не думаю, что в мире сейчас намного больше зла, чем две тысячи лет назад. Люди не так уж сильно деградировали, возможно, они в чём-то наоборот стали лучше, но в общей массе мы остались теми же эгоистами, что и две тысячи лет назад. С другой стороны, с помощью СМИ мы действительно получаем больше информации о том, что происходит вокруг нас, но правильное восприятие этой информации – это, пожалуй, вопрос самоконтроля. Многие из моих знакомых намеренно отказываются от чтения новостей просто для того, чтобы жить в удобном для себя мире, мире, который им нравится.

Второй аспект этого вопроса касается цели и идеи Христианства. Христианство в первую очередь обращено внутрь человека. Вспомните момент, когда Христос сказал апостолу Петру про Иоанна Богослова: "Что тебе до того? Ты иди за Мной". Как видите, подобная проблема была известна ещё две тысячи лет назад, и методы её решения остались теми же. Да, возможно, поменялись темп жизни и окружающие нас декорации, но смысл остался тем же.

Христианство за свою историю накопило большой опыт попечения о душе человека, поэтому так полезно знакомиться с хорошей христианской литературой. Такие книги бывают очень разными, поэтому единого рецепта здесь нет. Так или иначе, среди них попадаются настоящие жемчужины, которые учат нас мыслить по-другому, смотреть на этот мир по-христиански. Я в своё время начинал с книг Кураева, а потом в силу специфики образования меня очень поразил Ириней Лионский – отец Церкви, живший на границе 2 и 3 веков, который в своих произведениях как бы пытается оправдывать человека.

Все эти книги учат нас по-другому смотреть на мир, на окружающие нас события, учат нас понимать, насколько мы должны быть оторваны от повседневности и рутины. Мы принадлежим не сегодняшнему дню, мы – граждане вечности. Если этого не понять, то тогда действительно сложно воспринимать то, что происходит вокруг нас. Но если я смотрю на события с точки зрения вечности и в первую очередь смотрю за собой и на себя, то всё обретает несколько другой смысл. Христианство само по себе – очень фаталистическая религия, потому что уже было объявлено тысячелетия назад – корабль утонул, нам не спастись, мы сидим на дне. Мы ждём спасательную команду, и что-то делать самим бесполезно. По сути, зло в мире – это та самая катастрофа, которая с нами произошла. Вода потихоньку затапливает отсеки, и мы ничего с этим поделать не можем, наша задача – не паниковать и ждать Христа. Если во мне есть это знание, то пережить катастрофу мне будет проще.

Иерей Иоанн Ковалев , настоятель прихода храма Архангела Михаила в д. Новый Двор Минского района:

Вопросу о том, как сохранить мир в душе, несмотря на всё то зло, что происходит в мире, сейчас придаётся немало значения в Церкви. Мы живём в век информации, имеем возможность знать всё обо всём, и сейчас люди всё чаще встречаются с такими новостями, с которыми они не могут совладать.

Когда мы слышим подобную информацию, нам нужно стараться справляться с ней с позиции нашей веры и искать утешения в Боге, молиться Богу. Самой большой трагедией сейчас является то, что человеческая жизнь теряет свою ценность, мы забываем о многом из-за ценностей материальных. Думаю, что верующего человека такие события побуждают к остепенению, к непраздной молитве за пострадавших людей, к тому, чтобы мы научились тот мир, который мы имеем сегодня, ценить по-новому, и чтобы эти события не оставались каким-то негативным пятном на нашей душе. Но достичь этого мы можем только с Божьей помощью, и верующий человек должен в первую очередь осознавать, что мы имеем такой духовный потенциал, который просто не может нам позволить впасть в уныние и панику. Все эти события можно правильно понять только с позиции духовного самоотвержения, к которому нас подводит Христос.

Не хочется говорить, что подобные новости – знаки Апокалипсиса. Здесь правильнее сохранять спокойствие, потому что мы знаем, что для каждого человека есть свой личный апокалипсис – конец жизни. Эти события служат подтверждением словам Господа о трезвении и постоянной молитве, а также словам апостола Павла, призывавшего к доброделанию: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите". Сегодня эти слова звучат актуально, и именно в Боге, в Церкви и в духовной жизни мы можем найти ответы на все вопросы о том, что сегодня происходит в мире. Тогда никакая информация не сможет поколебать обычный ритм нашей жизни, ведь наша жизнь постоянно связана с определённым риском, и мы будем ориентированы на духовную стабильность, которую мы находим в вере. Эта духовная стабильность, с одной стороны, не будет позволять нам оставаться безучастными к этим событиям, и, с другой стороны, не будет позволять панике и отчаянию овладеть нашим сознанием – церковным сознанием, которое зиждется на живой вере в Бога.

Надежда Филипчик/