Можно ли откладывать и возмещать намаз из-за головной боли? Как совершить намаз витр: правила и время О разногласиях школ.

Вопрос: Ассаламу алейкум! У меня такой вопрос: я сильно простыла, болело горло, и беспокоила сильнейшая головная боль. Весь день лежала в постели и вставала только на намаз, а ночью головная боль стала невыносимой. Выпив таблетку, я легла спать, попросила сестру разбудить меня на утренний намаз, я знала, что не смогу встать и, даже если встану, не смогу как следует совершить молитву. Наутро, когда сестра меня будила, я не встала на намаз. Сейчас я в этом раскаиваюсь, потому что знаю, что нельзя пропускать молитву. Обычно я встаю рано на тахаджуд-намаз, но, по причине плохого самочувствия, я пропустила фарз-намаз. Проблема в том, что я знала, что если встану, то голова будет еще сильнее болеть. Так получается, что у меня было намерение не вставать на намаз... Я сейчас искренне раскаиваюсь в том, что совершила, ведь болезнь это тоже испытание от Аллаха, а я, посчитав себя больной, пропустила фарз-намаз. Как мне возместить пропущенный намаз? Будет ли мне прощение за пропуск намаза по причине болезни? Ответьте мне, пожалуйста! Я очень сильно раскаиваюсь в том, что совершила... (Чечня)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Приношу искренние извинения за задержку с ответом, возникшую из-за кратковременного отъезда.

Вашему отношению к намазу можно позавидовать. Машааллах, в мире не так много людей, которые так искренне относятся к намазу. Мы молим Аллаха, чтобы он благословил нас подобным отношением к намазу, и да укрепит Вас Аллах! Аминь. Если Вы проспали, на Вас не будет греха, и Вам следовало прочесть каза-намаз за пропущенную молитву сразу, как только Вы проснулись. Но если Вы намеренно пропустили молитву, это большой грех. В Вашем случае правильным было бы поступить следующим образом: если боль была невыносимой для того, чтобы стоять в намазе, тогда Вам следовало прочесть намаз сидя. А если и это принесло бы Вам невыносимую боль, тогда Вы могли бы совершить намаз полулежа. Передано некоторыми сподвижниками и их последователями (да будет доволен ими Аллах), что они молились в полулежачем положении, когда сильно болели и были неспособны встать или сесть.

Преднамеренно пропустить намаз и позволить ему стать каза – большой грех и требует искреннего раскаяния. Если Вы искренне раскаиваетесь и стремитесь к прощению Аллаха, Он непременно простит Вас, иншааллах. Аллах говорит в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

(О, Мухаммад – салляллаху алейхи уа саллям), скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий, Милосердный». (Коран, 39:53)

Поэтому не отчаивайтесь, а наоборот, радуйтесь возможности совершить покаяние Аллаху и знайте, что посредством искреннего покаяния человек становится даже ближе к Аллаху.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз

Как совершает молитву тот, кого постигла болезнь

Единогласны ученые в том, что тот, кто не может совершать молитву стоя, должен молиться сидя. Если он не способен молиться сидя, то должен молиться лежа на боку, направив лицо в сторону кыблы. И желательно для него лежать на правом боку. Если не способен делать намаз лежа на боку, то должен делать его лежа на спине, согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Молись стоя, а если не сможешь, то молись сидя, а если не сможешь, то лёжа на боку». Хадис передал Аль-Бухари, и добавил Ан-Насаи: «А если не сможешь, то лежа на спине».

Не спадает обязанность совершать молитву стоя с того, кто может стоять, но не может совершать поясной и земной поклон. Он совершает молитву стоя и наклоном головы обозначает поясной поклон, затем садится и наклоном обозначает земной поклон. Согласно словам Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно». Сура «Корова», аят 238. И согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Молись стоя». И так же опираясь на общий смысл слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей». Сура «Взаимное обманывание», аят 16.
Если болезнь постигла его глаза, и сказали заслуживающие доверия ученые врачи: «Твое выздоровление возможно, если ты будешь совершать намаз лежа на спине, а если не будешь поступать так, то невозможно». - То он должен молиться лежа на спине.
При невозможности совершать поясные и земные поклоны, он обозначает их наклонами, и склоняется для суджуда (земного) больше чем для рукуа (поясного). Если он неспособен совершить только лишь суджуд, то он совершает как положено поясной поклон и обозначает земной поклон наклоном. Если не может сгибать и наклонять спину, то сгибает шею и наклоняет голову. И если его спина искривлена так, словно бы он в положении поясного поклона, то, если он желает совершить поясной поклон, пусть наклонится немного, и при земном поклоне пусть приблизит лицо к земле больше, чем при поясном поклоне, настолько, насколько сможет. Если неспособен он наклонять голову, то, достаточно для него иметь это в намерении и произносить (то что произносится в рукуа и суджуде).

Не спадает обязанность совершения намаза в любом положении до тех пор, пока разум и сознание человека при нем, согласно упомянутым ранее доводам.

И когда больной уже может выполнять в намазе то, что ранее не мог - будь это стояние, сидение, поясной поклон, земной поклон, наклон - он переходит к совершению этого во время молитвы.
Если проспал больной, или же обычный человек, намаз, или забыл о нем, то он обязан выполнить молитву тогда, когда проснется или когда вспомнит, и не разрешено ему откладывать эту молитву до наступления времени подобной ей, чтобы прочитать ее в то время. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто проспал молитву или забыл о ней, пусть совершит ее когда вспомнит. Нет ей другого возмещения кроме этого». И затем он, мир ему и благословение Аллаха прочитал аят: «И выстаивай молитву, чтобы помнить обо Мне«. Сура «Та ха», аят 14.3

Не разрешается оставлять молитву, в каком бы положении не был человек. Обязательно для совершеннолетнего (по исламским меркам) в здравом уме человека заботиться о своей молитве и беречь ее в дни болезни еще больше, чем в дни когда он здоров. Даже если он болен, нельзя оставлять, откладывать молитву так, что выйдет ее время - и так до тех пор, пока человек в сознании и разум при нем. Он должен совершать молитвы в положенные для них времена так, как способен это делать. А если он намеренно оставляет молитву, зная о шариатском положении совершеннолетнего разумного человека, способного ее совершать (пусть даже обозначая движения наклонами головы) - то говорили ученые, что он попал в неверие. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Договор, который между нами и ними - молитва, и кто оставил ее - впал в неверие».4 Так же согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Главой всего является Ислам, его опора - молитва, а его крыша - борьба (джихад) на пути Аллаха».5
Если сложно для него совершать каждый намаз в его время, то пусть объединяет по времени обеденный (зухр) с предвечерним (аср), а так же вечерний (магриб) с ночным (иша), совершая их во время первого намаза (зухр, магриб) или во время второго (аср, иша) - исходя из того, что легче для него. Если пожелает то пусть перенесет предвечерний намаз (аср) на время обеденного (зухр), или пусть перенесет обеденный (зухр) на время предвечернего (аср). Если пожелает то пусть перенесет ночной (иша) к вечернему (магриб) и сделает их во время магриба, или перенесет магриб на время иша. А что касается утреннего намаза (фаджр), то он не объединяется по времени ни с намазом который до него (иша), ни с намазом, который после (зухр), потому что время его отделено от времени намаза который до него и от времени намаза, который после него.
Это то, что касается положений молитвы для больного.
Прошу Пречистого и Возвышенного Аллаха, чтобы исцелил он мусульман, которых постигла болезнь, и стер им их плохие дела, и облагодетельствовал всех нас прощением и благополучием в этой жизни и в жизни последней, поистине Он - Щедрый и Великодушный. И да благословит Аллах и ниспошлет мир нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

«Аль-маджму’уль муфидуль мумтаз
мин кутубиль аллямати Ибн Баз
филь акыдати уа ссаляти уа ззакати
уа ссауми уаль хадджи уаль азкар», с. 81 - 82.

Множество хадисов подчеркивает тот факт, что совершать намаз очень важно. Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане обращаются к прописанным в хадисах правилам. Наименование данной молитвы переводят как нечетный. Все дело в том, что в ней нечетное число ракаатов. Рассматривая то, как совершать намаз Витр по Сунне, мусульмане обычно выбирают 3 ракаата.

О времени

Четко регламентируется и время отправления данной молитвы. Так, время намаза Витр - после молитв Иша, оно длится до зари. Выстаивание данной молитвы - сунна, которая была узаконена в Шариате. Вместе с тем, имам Абу Ханифа считал ее ваджибом.

О порядке

Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане указывают два различных способа. Согласно первому, необходимо совершить 2 ракаата. Уже после совершается дуа «Кунут» до поясного поклона.

Второй способ заключается в выполнении трех ракаатов, но с отличиями от молитвы Магриб. В данном способе не нужно совершать земного поклона после второго ракаата. Он сразу начинает третий ракаат. Помимо этого, определяя, как совершить намаз Витр, мусульмане решили читать последнюю часть - третий ракаат - до поясного поклона.

Витр порой рассматривают как часть ночных молитв, которые тоже считаются сунной. После того, как читать намаз Витр, важно закончить его дополнительным ракаатом. Молитва читается как после Иша, так и перед отходом ко сну. Имамы, указывая, как совершить намаз Витр, отмечают, что особенно благодатно читать его в последней трети ночи. Но если верующий испытывает страх того, что посреди ночи с такой целью не проснется, лучше прочитать его перед сном.

О значении

Согласно преданиям, пророк Мухаммад совершал намаз Витр каждый день. Это одна из основных молитв, восполняющих неточности либо погрешности, которые допускаются при совершении фардов. Отвечая на вопрос, обязателен ли намаз Витр, посланник Аллаха говорил, что такая молитва является обязанностью для каждого мусульманина.

Инструкция

Витр совершается так же, как и три ракаата фарда вечерних молитв, исключая намерение, короткие суры. Важно отметить, что, если мусульманин еще не выучил дуа Кунут, он может поначалу заменять его на дуа.

После того, как был прочитан дуа, делается поясной поклон. Шафииты дуа читают в третьем ракаате, не поднимая кисти рук, как ханафиты. Когда мусульманин выполнил поясной поклон и поднялся, он не сразу опускается в земной поклон. Он сначала прочитывает дуа Кунут, а затем завершает молитву земным поклоном.

Надо ли возмещать Витр?

Богословы считают, что в случае пропуска Витра не имеет смысла возмещать его - это не грех. В то же время человек, пропустивший данный намаз, лишается благ, которые содержатся в следовании сунне Пророка. Если человек намеревался совершить данную молитву, но проспал, Пророк рекомендовал проснуться и совершить ее. Таким образом, восполнять Витр можно, если было пропущено нужное для молитвы время.

Многие считают, что восполнять данную молитву обязательно. Однако, некоторые указывают, что это делать не нужно, хотя и запрета на это нет. Есть споры и по поводу времени, в течение которого молитву, которая была пропущена, можно восполнять. Согласно одной из версий, восполнять ее можно до утренних молитв. Согласно другой - до того, как Солнце войдет в фазу зенита. А кто-то указывал, что восполнением можно заниматься до послеполуденной молитвы. Есть еще одно мнение: восполнять Витр можно в течение последующих лет в ночное либо дневное время.

Другие молитвы после намаза Витр

У некоторых мусульман возникают вопросы, можно ли отправлять другие молитвы после того, как был совершен намаз Витр? Пророк совершал по 2 ракаата дополнительных молитв после совершения Витра. То есть, когда Витр не отложен на конец ночи, а отправляет в начале ее, после такого намаза допустимо читать еще молитвы. Но повторно заниматься прочтением Витра при этом нельзя. То есть более одного Витра за одну ночь не допускается.

Несмотря на то, что данная молитва заключительная, когда человек совершает ее в начале ночи, боясь проспать, а после просыпается до начала времени утренних молитв, он может заниматься прочтением дополнительных молитв - к примеру, Тахаджуд, не читая снова Витр-намаза.

Намаз Витр для женщин

Весьма частый вопрос - как совершать намаз Витр для женщин? На первом ракаате, когда мужчины поднимают руки по направлению ладоней к Кыблы, женщины поднимают руки с таким же направлением, но с сомкнутыми пальцами таким образом, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч.

Во время стояния в Кыяме, когда мужчины кладут правую руку на левую, обхватывая пальцами кисть левой руки, женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.

После, когда совершается поясной поклон, мужчины руки кладут на колени, сохраняя прямыми ноги и спину, а женщины сгибают колени и спину не полностью, пальцы же они собирают вместе.

При выпрямлении, уже после того, когда было произнесено «Раббна лякяль хамд», совершается земной поклон. Во время него, когда мужчины локтями не касаются земли, женщины локти прижимают к бокам, а ногами не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа.

После, во время совершения сидения между двумя поклонами, лоб отрывается от земли, человек садится на колени. Мужчины садятся на левую ногу, а пальцами правой ноги указывают в направлении Кыблы. Женщины же садятся на левое бедро, подбирая под себя обе ноги и направляя стопы в правую сторону, пальцами обращаясь к Кыбле.

Выходя из суджуда, нужно поднять голову, руки и подняться с колен. Мужчины, читая второй ракаат, складывают руки на животе, а женщины на груди.

О разногласиях школ

О том, как правильно совершать намаз Витр, спорило множество школ и ученых. В ханафитских и маликитских богословских школах лучшим вариантом было признано совершение трех ракаатов. Порядок, согласно их версии, должен быть таким же, как и у вечерних молитв - магрибов. Исключение здесь одно - в каждом ракаате прочитывают кораническую суру. В третьем дополнительно читают дуа-кунут. В качестве доказательства правомерности данной версии ее сторонники приводят хадис от Айши - «Пророк совершал витр в 3 ракаата, произнося приветствие лишь в самом конце молитвы».

Во втором способе, разрешенном в шафиитском и ханбалитском мазхабе, намаз Витр совершают также с тремя ракаатами. Однако, отличие здесь в том, что при прочтении второго ракаата не делают сидения. Верующий сразу поднимается, чтобы прочитать «Фатиху» - это дополнительная сура. Затем совершается такбир, произносится дуа-кунут. Далее молитва завершается в самом обычном порядке. Доказательство правомерности данного способа приводится в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, в котором указано, что посланник Аллаха совершает молитву, не сидя между вторым и третьим ракаатом.

В маликитском мазхабе весьма популярна другая манера прочтения намаза Витра. Представители его делят молитву напополам. Прежде всего, они совершают два ракаата, произнося приветствие - салям. Затем они останавливаются ненадолго, а далее прочитывают дополнительно еще один ракаат. При этом они ссылаются на хадис от Ибн Умара - в нем указано, как Пророк Мухаммад делит намаз Витр напополам - он читает два ракаата с приветствием и один ракаат дополнительно.

Помимо этого, ряд мусульман совершает более трех ракаатов в сутки. Их может быть и пять, и семь, и все одиннадцать. Такая процедура разрешается в шафиитском и Помимо этого, в данных богословских школах допускается совершение намаза Витра и в одном ракаате. Подтверждение допустимости данной версии содержится в сунне Заключительного посланника Аллаха Аль-Бухари. Есть хадис, в котором Пророк Мухаммад указывает, что, если рассвет наступает уже очень скоро, допустимо читать намаз Витр в один ракаат.

Таким образом, практикуются мусульманами все перечисленные разновидности намаза Витр, и у каждого есть право на существование.

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры - намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело . В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл...» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда () должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) - половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

Вопрос: Можно ли откладывать и возмещать намаз из-за головной боли?

Ответ:

Во-первых , Аллах повелел своим рабам совершать намаз в указанное Им время и сказал:“Поистине, молитва была предписана верующим и указано время её совершения». (сура Женщины;103)
Он увеличил своим рабам время намазов, определил каждому намазу время начала иконец. И то время, которое находится между началом (оно является самым лучшим временем для совершения намаза) и концом – это добавленное время, и тот, кто не смог совершить намаз в начале, то может совершить его до того как время этого намаза не закончилось.
В известном хадисе говорится, что после того как Джибриль, мир ему, совершил с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, все пять намазов в отведенное время, он сказал ему: «О, Мухаммад, это времена, в которые молились все пророки, что были до тебя, и время молитвы длится между этими двумя промежутками». Этот хадис передал Абу Давуд (393) и шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, посчитал этот хадис достоверным в своей книге «Сахих ва заиф сунани Абу Давуд» (1\393) .
Откладывать намаз пока пройдёт его время нельзя без уважительной причины, такой как сон или забывчивость, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Во сне нет халатности. Истинная халатность – это не совершать намаз до того времени пока не настанет время другого намаза». Этот хадис передал Муслим (1099).

Во-вторых:
Когда человек болен до такой степени, что ему трудно совершать намаз в указанное время, будь это в начале намаза или в конце, а так же если он не может совершать его стоя или сидя, или на боку, так как пришло дозволение на это больному человеку, то ему можно совмещать два намаза: обеденный и предзакатный, вечерний и ночной, объединяя предзакатный намаз и обеденный, ночной намаз и вечерний или же совмещать обеденный намаз и предзакатный во время предзакатного, а вечерний намаз во время ночного, смотря как ему легче. Утренний намаз совершают в положенное время, т.е. не переносят. Все это можно делать до тех пор, пока, причина, из-за которой человек не мог совершать намаз в своё время и совмещал его, не пройдёт, т.е. до тех пор пока он не выздоревеет.
Ибн Куддама, да помилует его Аллах, сказал: «Болезнь, позволяющая совмещать намазы – это такая болезнь, из-за которой человека постигает слабость и которая приносит ему страдания». Аль-Асрам сказал, что Абу Абдуллаха спросили: «Может ли больной человек совмещать намазы?» Он ответил: «Дозволено ему это, если только он сильно ослаблен и не может совершать намаз другим дозволенным способом» (Аль-Муг1ни (2/59)