Мне кажется что умею любить. Что делать, если я не умею любить? От нас стремление

Ольга Сарафанова

Прошел тренинг

Владислав, здравствуйте!

Искренняя любовь к ближнему - это способность чувственно воспринимать другого человека, в частности понимать что «им живет и движет», «видеть» его психические особенности. Когда мы понимаем это, то любое намерение формируется естественным образом, без принуждения. Природное желание к созданию эмоциональных связей и стремление любви в целом, это желание Зрительного вектора. В других векторах это желание тоже присутствует, т.к все мы живем в социуме и по- настоящему реализовать свой потенциал можно только среди других. Как бонус - приходит ощущение радости от жизни, удовлетворение, взаимопонимание с этими людьми.

Сосредотачиваться на другом, это умение разглядеть в человеке его психику. Зачем? Для того чтобы понять - как с ним взаимодействовать, выстраивать общение, создавать эмоциональные связи, сопереживать, понять его внутренние состояния и т.д. Таким образом происходит вынос страха наружу в Зрительном векторе и как следствие избавление от страхов.

Любить других «мешают» в первую очередь наши внутренние состояния – обиды, депрессии, травмы, зажимы, тоска, нереализованность, концентрация на себе, подавленность и т.д. Вы проходите тренинг?

Прошел тренинг

Владислав, здравствуйте. Добавлю ещё, возможно, в чем-то повторюсь. Иногда чувственная эмоциональная связь, начинается с действия. Мы делаем что-то полезное для людей, которые в этом действительно нуждаются. Людям, которым хуже чем нам. В начале у нас даже может не быть чувств, каких то определённых эмоций. Зато есть намерение. Вынести страх наружу, это не мифическое понятие, а вполне конкретное. Любовь- это ведь определённые действия направленные на другого человека. Так работает волонтерство, например. Сначала может быть неприятно, сложно, но совершая раз за разом усилия, действия по отношению к нуждающемуся человеку, мы как бы автоматически начинаем создавать эмоциональные связи. Это и значит вынести свои страхи наружу.
Любовь- это эмоциональная связь, а это всегда работа. Нельзя просто взять и решить любить людей и начать испытывать эти чувства.
Вы говорите, что сосредотачиваться на других людях -неприятно. Именно это и требует проработки. На тренинге можно понять, что стоит за этим? Какой вектор, какое его состояние и.т.д
Осознав весь механизм того, что происходит системно, Вы уже сможете сами находить ответы, подходящие именно Вам.
Очень этого Вам желаю!

Любовь Шалюга

Прошел тренинг

Врач - терапевт, остеопат

Здравствуйте, Владислав!

В наше быстрое время мы все ждем коротких ответов, быстрых решений и результатов. Но, ведь между прочитанным в конце учебника ответом на задачу по математике, физике, да и любому другому предмету должно быть решение. А умение решить подразумевает знание предмета. Так и в психологии - мы даем тот ответ, который есть у Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Но одного ответа не всегда достаточно, чтобы решить задачу.

Трудно полюбить окружающих людей, только потому что это "надо". Ведь мы продолжаем оценивать их через свой взгляд на мир, через свои "хорошо" и "плохо". А мы (люди) очень отличаемся друг от друга по психологическим свойствам. У людей разные достоинства, которые зачастую остаются незамеченными нами. Ведь если бы мы требовали от телевизора свойств утюга, то, скорее всего, за его неумением утюжить одежду, его способность показывать видео осталась бы незамеченной, не говоря уже о том, чтобы оценить её по достоинству. А ведь люди отличаются между собой по психологическим свойствам гораздо сильнее, чем телевизор отличается от утюга.

Тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана показывает всё многообразие свойств окружающих нас людей, наделенных разными векторами. И тогда становится очевидной уникальность свойств каждого конкретного человека, те самые не очевидные ранее грани его натуры, которые в состоянии вызвать восхищение и даже любовь.

Очень сложно сосредоточить своё внимание на человеке, не понимая его внутреннего содержания. Это как пытаться оценить ассортимент магазина, имея возможность смотреть только на его витрину. Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогают отследить причины, лежащие в основе поступков окружающих нас людей. Это исключает неприязнь в отношениях и помогает испытать то самое настоящее сочувствие и сострадание, которое жизненно необходимо обладателю зрительного вектора, чтобы избавиться от страхов.

Приходите на бесплатные лекции

В редакцию пришло письмо от нашей читательницы:

«Наверняка, письма, подобные моему, приходили в вашу редакцию, и много, может быть, но всё же я прошу выслушать меня и ответить.

Но прежде хочу поблагодарить всю вашу редакцию. Я только в этом году начала воцерковляться и нахожу на вашем портале ответы на многие важные для меня вопросы.

А теперь всё-таки о том, что не даёт мне покоя. Дело в том, что я боюсь Бога. Я знаю, что есть понятие страха Божьего, но всё же я хотела бы любить Отца Небесного, а не бояться Его. А я не чувствую любви. Я только хочу любить.

Знаете, я с детства считаю, что меня любить никто просто так не будет и не должен. Что любовь нужно зарабатывать, чем и занимаюсь, собственно. И вот я пришла в церковь, потому что там Бог, Который любит всех просто так. И вот я ловлю себя на том, что и в церкви занимаюсь тем же самым – зарабатываю эту самую любовь. Всё время стараюсь быть хорошей. Согрешу – чувствую себя плохой, и мне плохо от этого. Ну, а в моменты, когда я чувствую (и вовсе нередко), что Господь действительно любит меня, я думаю, что всё равно этого не заслуживаю.

Резонно задать себе вопрос: «А сама-то ты любишь?» Нет, вовсе не уверена, что люблю, я уже написала об этом.

А откуда её взять, любовь? Только молиться о ней и терпеливо ждать? Наверное, так, но в самом деле невыносимо уже это чувство – «я должна быть хорошей». «Должна быть хорошей» – это не то же самое, что искренне любить.

Простите, немного сумбурное письмо получилось. Благодарю вас ещё раз за ваш портал и за то, что можно вам написать».

Отвечают священники:

От нас стремление

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко , настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве:

Спасибо Вам за Ваши добрые слова о нашем портале.

Вы ставите вопрос очень конкретно и очень правильно. Конечно, с таким вопросом надо обращаться к тому, кто реально обладает христианской любовью. Постараюсь, как могу, ответить на Ваше письмо.

Действительно, самое главное и самое трудное – любить Бога. Господь в Евангелии говорит: «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет».

Конечно, Вы правы, что стараетесь «быть хорошей», но хорошей надо быть не в своих глазах, или глазах окружающих, а в очах Божиих. То есть от души стремиться соблюдать Его заповеди, творить Его Святую Волю.

Любовь – это состояние души, которое можно приобрести постоянным трудом, и внутренним и внешним, обращенным к окружающим людям. Апостол любви, Иоанн Богослов, говорил о том, что нельзя любить Бога, Которого не видишь, если не любить брата своего, которого видишь.

Конечно, требуется терпение, ведь мы хотим все и сразу, а в жизни так не бывает. Но все усилия должны венчаться молитвой: любовь, так же, как и вера, терпение, кротость, мудрость – это все дары Божии, которые Господь посылает нам в ответ на постоянное стремление их стяжать. «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19), — говорит Писание.

От нас стремление, постоянство, молитва, труд, а результат — от Господа.

Желаю Вам от Господа духовных сил и исполнения благих стремлений сердца Вашего!

Господь с Вами!

Не надо бояться вопросов

Протоиерей Александр Балыбердин

Протоиерей Александр Балыбердин , благочинный церквей города Кирова:

Могут ли сочетаться в отношении Бога любовь и страх? Я думаю, что ответ на этот вопрос есть в письме, где звучит ключевое понятие: Бог — наш Отец. Поэтому мы к Нему обращаемся в молитве “Отче наш”, называя Его Отцом.

Из опыта нашей семейной жизни мы знаем, что когда ты любишь человека, то боишься его потерять. Ты дорожишь его мнением, его вниманием, не хочешь его подвести. Вот точно так же и страх Божий. Это боязнь огорчить Бога, как боязнь огорчить отца и мать, супруга (супругу), которых мы любим.

Так что и страх к Богу, и любовь к Богу действительно сочетаются. Мы любим Бога и боимся Его огорчить.

Апостол нам говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). Если мы согласны с этим выражением апостола, принимаем его, то из этого следует, что никакой любви без Бога и быть не может, подлинная любовь — это любовь, в которой я есть в Боге, и которой Бог любит нас. Потому апостол говорит: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4:10).

Первый шаг к любви Божьей как раз состоит в том, что человек понимает ограниченность своих сил. Он понимает, что в нем самом любви или мало, или нет вообще. Что у него нет сил так любить своего ближнего, как Бог любит нас. Поэтому человек, осознавая недостаток этой любви, и задается вопросом: а где же мне найти эти силы, как мне полюбить ближнего своего?

И тогда естественным ответом на этот вопрос, если мы – христиане и признаем, принимаем слова апостола о том, что Бог есть любовь, является наше желание соединиться с Богом. Прежде всего, в церковных таинствах: мы принимаем крещение, мы начинаем жить церковной жизнью, мы начинаем участвовать в таинстве исповеди, причащаться Его Тела и Крови, мы посещаем Божественную литургию, мы слушаем и читаем Его Евангелия, мы помещаем дома икону, которая напоминает нам об истинной, подлинной любви Божий.

И в отношениях с нашими родными и близкими мы стараемся жить по Его заповедям. То есть любовью к Богу и ближним. Мы понимаем, что это не две любви — одна любовь к Богу, а другая — к ближнему, а одна любовь к Богу и ближнему. Ее нельзя разделять в силу того, что если Бог есть любовь, то без Бога нет никакой любви.

Не надо бояться вопросов, которые возникают на пути церковной жизни, потому что вопрос — это уже начало ответа у человека, который задал его. Хорошо, что эти вопросы есть, потому что самое печальное, когда люди живут, вообще не думая об этом, не задавая себе вопросов ни о жизни, ни о любви, ни о Боге. А когда ты задаешь себе эти вопросы, надо только помнить, что эти вопросы разрешаются в Церкви. Они разрешаются самим Богом, Его Евангелием, в Посланиях апостольских и, конечно, в опыте церковной жизни.

«Завести» сердце на любовь

Протоиерей Федор Бородин

Протоиерей Федор Бородин , настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:

Нам никогда нельзя забывать слова Священного Писания о том, что Бог прежде возлюбил нас (1Ин. 4:19).

Господь нас любит первый. Ни постичь, ни понять, ни найти этому объяснений невозможно. Бог любит каждого из нас до того, как мы это начнем заслуживать или не заслуживать. Он все равно каждого из нас любит.

И эту любовь невозможно и не надо заслуживать, она уже есть. Она — основа нашего бытия, нашего взаимоотношения с Богом. Притча о блудном сыне говорит как раз об этом.

В нормальном обычном отце есть всегда что-то внутри, на что сын, как бы он ни был грешен, может опереться, потому что он родной ему. И отец всегда простит после покаяния, может быть, наказания, это по-разному бывает. Но сын всегда знает, что он — родная кровь.

Наши взаимоотношения с Богом очень похожи. Мы ведь не сами придумали эту притчу, это Христос, когда нам объяснял, каково наше отношение с Богом, рассказал ее. Надо об этом помнить. Вся наша христианская жизнь – это не зарабатывание любви Божьей. Во-первых, потому, что она есть, во-вторых, потому, что ее нельзя заработать, нужно просто учиться жить соответственно тому, что нас уже любят, чтобы эта любовь из нас светилась. Мы очень плохие ученики, у нас все плохо получается, но Бог все равно нас любит, потому что мы Ему родные.

Источник радости христианина в том, что, несмотря ни на что, вопреки всему, любовь Божья больше всех гадостей, которые мы когда-либо сможем сделать. И если мы к ней стремимся, то мы будем в ней в Вечности.

Я не согласен, когда говорят, что Бога проще бояться, чем любить. Для человека, верующего по Евангелию, это только одна из граней его взаимоотношений с Богом. Все-таки сердцевина — это сыновняя, дочерняя любовь к Нему. Да, Святые Отцы говорят о том, что страх — это начало премудрости, страх Господень, как мы говорим. Но это не значит, что это начало пути. Это постоянно присутствующая грань алмаза, который есть духовная жизнь. В этом алмазе даже если одна грань будет не отшлифована, то он уже не будет бриллиантом.

И вот в духовной жизни есть уравновешенные определенные грани. Есть радость, а есть покаяние. Вот радость о том, что Бог несмотря ни на что меня любит, если она есть в человеке без покаяния, то от этого веет совершенно не выстраданным и поэтому не усвоенным протестантским пустым и дешевым весельем. А если есть только покаяние и только страх перед Богом, но нет радости, тогда это тоже никакое не христианство. Тогда надо в пещеру, как сектанты, уходить и ждать конца света.

Христианство многогранно, и радость, и плач в нем рядом. Они друг без друга не могут. Истинная радость во Христе не может родиться в сердце, которое не имеет сокрушения. И настоящее сокрушение без радости бесплодно и ведет в глубины отчаяния.

Конечно, мы, глядя в себя, понимаем, что действительно в нас любви очень мало, значит, надо делать дела любви. То есть надо делать то, что мы бы делали, если бы умели любить, и в ответ на это надеяться, что Бог даст нам любовь. Это как старую заглохшую машину заводить. Двигатель должен крутить колеса через коробку передач. Но двигатель зимой мог не завестись. Тогда его заводили с толкача. Вы заводили двигатель, включив передачу, толкая машину с горки, например, или на тросе. И тогда крутящиеся колеса заводили двигатель.

Точно так же и здесь. У вас сердце заглохло для любви. Вы честно на себя смотрите и видите, что любви или мало, или ее нет, или она предназначена ограниченному кругу людей. Значит, делайте дела любви, и тогда они вас «заведут» от внешнего к внутреннему. Потому что человек взаимозависим, целен. И внутреннее от внешнего очень сильно зависит, так же, как и внешнее от внутреннего.

Надо делать по силам, на что сейчас сам человек способен. Может быть, раз в месяц ходить в больницу, может быть, два раза в месяц. Может быть, зайти в соседний подъезд и помочь старушке, купить ей лекарство. А может быть, надо начать с жены, которая беспредельно устала за 15 лет, проведенных между плитой и раковиной. Может быть, надо просто отправить спать маму и приготовить для нее обед, или маме, наконец, внимательно выслушать дочку. Это все будет дело любви.

Вот бывают такие люди, которые приходят просто помочь храму, вне богослужения, вне графика своей работы. Они приходят и спрашивают: «Можно я помою окна, а можно я отмою вот здесь?» Это тоже дело любви — ухаживать за домом, где обитает Господь.

У нас столько объектов любви кругом! У нас не хватает тех, кто может творить любовь. Есть, конечно, какие-то огромные дела, которые человек берет на всю жизнь. Например, усыновление сироты. Если ты не можешь этого сделать, сделай что-то малое. Или хотя бы просто замолчи. Не грузи других своими проблемами, не требуй, не обижайся. Приди домой и сделай так, чтобы домашним было от этого хорошо, а не плохо. Встал с утра, у тебя выходной, вот и сделай так, чтобы все кругом в этот день отдохнули. Это и есть проявление твоего христианства вовне — чтобы с тобой людям было радостно и хорошо.

Еще надо понять, что в этих переживаниях вообще очень много меня. То есть в моем мировидении, в моей картине мира меня слишком много, и очень мало Бога, и очень мало других людей. Вот надо себя сделать меньше. Надо себя просто затыкать, забывать о себе и служить Богу и другим людям. Просто себя перечеркивать надо, выполнять то, о чем сказал Христос: «Отвергни себя» (Мк. 8:34). И вот чем решительней человек это делает, тем на самом деле больше у него получается, тем больше даров Бог ему может дать.

Мне кажется, надо меньше думать, меньше рефлексировать и больше делать. Больше делать так, как нам Христос заповедовал. Он показал нам пример, умыв ноги ученикам. А мы кому служим?

Мы пытаемся всех вокруг заставить жить так, как нам удобно. Если этого не происходит, мы на них обижаемся, раздражаемся, злимся, не разговариваем, дуемся и все прочее. То есть хотя бы с этого стоит начать. Пусть с тобой людям будет хорошо. Хотя бы родным. Обычно родные от нас больше всего и терпят…

Подготовила Оксана Головко

Вруны и врушки - это самые неприятные рассказчики. Даже человека с внешним локусом можно слушать какое-то время, пусть у него все вокруг виноваты, а он сам ничего сделать не может. Пособить такому человеку невозможно, но выслушать иногда да. А зачем слушать врушку? Чтобы помочь ей нарисовать параллельную историю своей жизни? Но они сочиняют всегда бездарно, фантазии у них ноль, то есть это насилие над мозгами слушателей.

Вот в этом письме - запущенный случай. Скажите, появлялась ли у вас тошнота при чтении и в каких местах? Отрефлексировали почему?

dani_iago

Здравствуйте, Эволюция! Давно читаю Ваш блог, а недавний пост про "неумение любить" зацепил до глубины души. Видимо, я и есть такая классическая "лже-Золушка", и я совершенно, не знаю, что с этим делать, хотя и пытаюсь понять себя, рефлексировать.

Именно так я всегда определяла свою главную проблему в отношениях - "я не умею любить". А если точнее, то - "я боюсь любить".

Именно так я объясняла себе, почему так и не построила нормальных отношений. Сейчас я как будто на каком-то перепутье, думаю, куда двигаться и что вообще со всем этим делать. Часики тикают и всё такое. Тем более на горизонте появился интересный мужчина, и я думаю - что будет дальше? (Ну что будет дальше? Ничего не будет дальше как всегда, поскольку ничего и не начиналось)

Мне 32 года, росла я обычным ребёнком в обычной хорошей семье, потом была обычным подростком. Неловкие поцелуйчики с мальчиками, школьные дискотеки, романтичные мечты, розовые сердечки на тетрадках. (Ей кажется, что в школах все девочки неловко и хаотично целуются с разными мальчиками, не особо приглядываясь к ним. Но в школе обычно не бывает просто поцелуев из френдзоны, как бывают в студенчестве на пьянках. В школе поцелуи если и есть, то сопровождаются какими-то историями душещипательными)

Закончила школу, переехала в большой город, поступила в хороший ВУЗ, началась студенческая жизнь. Учиться было интересно, сессии сдавала "на отлично", но весёлые вечеринки не пропускала. Флирт, танцы, ощущение свободы и взрослой жизни. Свидания, поцелуи, объятия, но ничего особенно серьёзного с противоположным полом не было.

И вот после первого курса, на летней практике я познакомилась с А. Я была невинной 18-летней девушкой, но почему-то считала себя очень искушенной в вопросах любви. Он - успешный, уверенный в себе мужчина 28 лет. Он начал проявлять знаки внимания, я удивилась (где я и где он?), но была на седьмом небе от счастья, ведь он мне очень нравился. На первом свидании я дрожала как осиновый лист (где мой "опыт"?), не знала, как вести себя, о чём говорить, что делать. (Здесь она запуталась в описаниях, то ли дрожала как лист, то ли считала себя искушенной в вопросах любви. И он где-то в одном месте знаки внимания проявлял, а потом она с ним на свидании в другом месте неожиданно оказалась. То есть опять представления о том, как это бывает у людей, самые смутные)

Но с ним было очень интересно, он вёл себя как джентльмен, и наши отношения развивались достаточно легко и просто. И - к сожалению для меня - быстро. А. был нежен, ласков, заботлив, он был идеальным "первым мужчиной". Моя семья, мои друзья - все были в восторге от того "какого мужика отхватила". Через год близких отношений он, как Ипполит, сказал, что "намерен поставить вопрос ребром". До сих пор помню то чувство ужаса, которое охватило меня, когда он делал предложение. Вот, вроде, всё к этому и шло, но я была в ступоре. Свой отказ я самой себе потом объяснила - "наверное, не нагулялась".

Следующие несколько лет я жила жизнью обычной студентки. Ходила на свидания, имела пару непродолжительных романов, иногда занималась спонтанным сексом. "Гуляла", видимо. (Ей кажется, что когда ипполиты ставят вопрос ребром, достаточно квакнуть нет, и они растворяются в воздухе. Вообще не понимает, как сложно порвать отношения с мужчиной, который серьезно настроен. То есть даже если бы такая история в ее жизни и была, быстрое испарение ипполита означает, что он бросил ее сам, еще до того разговора. И дальше она описывает, как пошла по рукам, думая, что именно так у женщин спонтанных происходит)

На последнем курсе, перед самой защитой диплома, на свадьбе подруги, я познакомилась с В. Какой же он был красавчик! Я запала просто моментально, глаз не могла оторвать. Он был очень популярен, очарователен, остроумен и во всех смыслах прекрасен. (И конечно же сразу выбрал ее)

Я ни на что вообще не рассчитывала (он, по-моему, нравился всем присутствующим девушкам), поэтому общались мы на свадьбе просто по-приятельски, шутили и веселились в общей компании. (Она умеет шутить? А почему же так бездарно и скучно пишет? В описаниях своих она такая веселая спонтанная девушка)

Поэтому я очень удивилась, когда через какое-то время он позвонил мне (узнал телефон у мужа подруги) и предложил встретиться. Я обалдела от счастья, но сказала, что "посмотрю в своё расписание" (якобы я такая занятая, ага). Разумеется, время нашлось, "совершенно случайно". Отдалась я ему, как и положено, на третьем свидании, хотя готова была в день знакомства. Крыша моя улетела в неизвестном направлении, и я даже смутно помню, как сдавала экзамены и защищала диплом. Всё у нас было очень бурно, страстно и романтично.

После выпуска я устроилась на работу и какое-то время занималась "притиркой" на новом месте. В., конечно же, не отошёл на второй план, он очень помогал мне психологически (он на два года старше, и уже работал, хоть и по другой специальности). Кроме того, я выписалась из общежития и он предложил переехать к нему. Эти несколько лет в съемной убогой хрущёвке были необыкновенно счастливыми. У меня было какое-то безумное количество энергии, я успевала абсолютно всё.

Но однажды я узнала, что В. изменил мне. Возможно, прецеденты были и раньше (женщины всегда вешались на него гроздьями), но тут - точно. (В данном случае он не изменил, а просто бросил ее. Иначе откуда она на сто процентов узнала об измене?)

Это было ужасно, мне было очень плохо, я много плакала и решила, что не смогу простить. Собрала вещи, ушла, сняла квартиру и никому не сказала где. Мне вообще хотелось улететь на Луну. Разумеется, В. нашёл меня на работе. Ждал у офиса, объяснял, уговаривал, клялся, обещал. Меня разрывало от боли, но я тогда действительно не могла видеть его. Не лгала. (Разумеется он ее нашел, а ее хоть и разрывало от боли, но она не смогла простить. Девчонки, вы когда придумываете себе такую пошлятину из самых низкопробных сериалов, потом в обычном мире жить не можете, сутулитесь, отращиваете задницы. Друзья, понимаете, какая связь между отталкивающим внешним видом, отсутствием спонтанности и вот такими вот сюжетами в голове?)

Следующий год я была одна. Меня приглашали на свидания, предлагали секс-онли, но не интересовало ничего. От сумасшествия меня спасла работа. (Она опять думает, что стоит отказать влюбленному мужчине и он испаряется бесследно. Наверное у нее даже подруг нет, иначе бы она знала, как долго тянутся разборки в любых более-менее крепких отношениях. Тем более если вместе жили целый год и появились общие знакомые)

Потом я зарегистрировалась в одной набирающей популярность соцсети. В. нашёл меня там и всё закрутилось вновь. Мне казалось, что я успокоилась, забыла и смогу общаться "по-дружески". Но у нас снова начались отношения, безумная страсть, секс, романтика. И всё было хорошо, голову снова унесло, я была влюблена и счастлива.

На Новый Год он сказал, что "пора переводить отношения в официальное русло". (Мужчины в жизни так не говорят) Опьянённая счастьем и шампанским, я радостно согласилась. Свадьбу назначили на лето. Он хотел тут же съехаться, но я кокетливо сказала - "до свадьбы ни-ни". Имелось в виду - никакого совместного проживания. (Она такая кокетливая и искристая в своем воображении )

Весной В. напомнил, что пора идти подавать заявление в ЗАГС. Я ответила - "конечно". Накануне вечером я напилась и написала ему сообщение - "Ты точно этого хочешь?". В ответ - "Не понял" и куча непринятых вызовов. На следующий день, мучаясь похмельем, я взяла трубку и сказала только одну фразу - "Ты же понимаешь, что я не смогу сделать тебя счастливым?". (И он положил трубку после этого? Или она кинула трубку, а она больше не перезвонил? Почему фраза была только одна? Горе-выдумщица)

Через несколько дней мы встретились. Разговор был очень тяжёлым, я чувствовала себя конченной мразью и по сути не понимала, что происходит. Я и сейчас, если честно, не понимаю, что тогда происходило. Ведь самое удивительное было то, что я любила его, я хотела его, я с ума сходила, когда он рядом... Потом, обдумывая ситуацию, я решила, что причина произошедшего в том, что я так и не простила измену. Наверное, именно это обстоятельство меня, скажем так... смущало... (Она спустя года ломает голову, почему так произошло. А он не выяснял. У автора нет даже приятельниц, она не знает, как подобные разборки происходят в реале)

Самым лучшим в той ситуации я посчитала... переезд в Москву. До сих пор помню то ощущение, когда в поезде в каждом мужчине в видела В., его черты лица, слышала его голос... И вот мне 27 лет, я стою на Курском вокзале и готова покорить столицу. К слову, с карьерой у меня всегда было неплохо, и в Москву я поехала не просто так, завязки здесь уже были. (А с чем у нее могло быть плохо? Конечно во всех ресурсах отлично, завязки в Москве были, в Париже, в Лондоне, везде ее ждали на работу. А так же ждали новые принцы )

И несмотря на всю эту чудовищную ситуацию в личной жизни, у меня как будто крылья за спиной выросли. (Автор опровергает все законы, она необычная, поэтому у нее все не так как у других) Мне тогда казалось, что впереди - куча возможностей, что мир у моих ног, это было странное, но невероятное чувство. Какое-то чистилище при переходе на новый уровень. Ломка с обещанием счастья.

На новом месте работы я познакомилась с Г. Он был не особенно красивым, но безумно обаятельным. Я сама себе удивилась - ведь я всегда была падка на внешнюю оболочку, а тут такой "простачок". Наверное, сыграло роль то, что с ним я всегда загибалась от хохота. (Шутила и искрилась как всегда)

Нам было весело и безумно интересно друг с другом. Отношения я бы охарактеризовала как "романтическая дружба". Он был родным человеком, даже секс был как бы "по-приятельски". Однажды, через год лёгких отношений, он сказал что-то вроде "А почему мы платим за две квартиры, когда можем платить за одну?". И тут меня опять переклинило. Я понимаю, что отношения должны развиваться, без этого никуда, но почему это меня всегда так пугает? Какое-то время я протянула, но потом с Г. пришлось расстаться.

Как-то раз на выходные я приехала на родину и зачем-то написала В. Решила поздравить его (он совсем недавно женился). Слово за слово - встретились и переспали. Чужой, женатый, но такой родной... Мы потом ещё встречались несколько раз (когда я приезжала домой), у него родился ребёнок... Я спала с В. и чувствовала себя полной дрянью.

У меня с тех пор - ничего серьёзного. Были какие-то увлечения, даже романы, но в очередной раз основой жизни стала работа. В. пару раз вызывал на "серьёзный разговор", но я как-то ускользала от этого. Это, наверное, прозвучит лицемерно, но я искренне рада, что у него есть семья, хотя я и лезу периодически очень подло в его постель. (Самое смешное в этой девушке, какими деликатными кажутся ей влюбленные мужчины. Вот он заикнулся, она отвела взгляд и он заткнулся тут же и больше тему не поднимает, страдает молча)

Психзащита тут у меня такая - "Ну я же с ним редко, и он сам не против, я его жене клятв верности не давала, это он пусть со своей совестью договаривается". Но видимо, свербит что-то, раз думаю о том, что не права... Да и вообще хочу нормальных отношений, а не суррогата этого. Послевкусие от него не очень, хотя в процессе и хорошо.

И вот сейчас за мной ухаживает Д. Прекрасный человек, очень мне интересен. И я боюсь что-то серьёзное начинать. Опять, наверное, испорчу всё... Ему под 40, разведён, есть ребёнок, он прекрасный отец. Познакомились по работе. Успешный, сексуальный, привлекательный. У нас было несколько свиданий, пару раз занимались сексом. Недавно он прислал сообщение - "А что у нас с тобой?". Я не ответила. Боюсь, что он потеряет со мной время, ведь я то ли не умею любить, то ли боюсь, то ли вообще моральный урод какой-то. (Мужчина сорока лет, успешный, привлекательный, спрашивает бабу, с которой спит, что у него с ней. Сам не знает. Ох, автор)

Ситуация осложняется тем, что я очень хочу ребёнка. Мимимиметр при виде карапузов зашкаливает. Сейчас собираюсь покупать квартиру в Москве и думаю - а может, как раньше говорили, "родить для себя"? Спермодоноров вокруг море, только выбирай! Или всё-таки ждать "своего человека"? (Обратите внимание, в ее воображении и спермодоноры готовы тут же испаряться, едва она им кивнет. Сделали ребенка и испарились бесследно, поскольку замуж она не согласилась за них. У нее мимиметр зашкаливает, а мужчинам всем наплевать на своих детей, они подчиняются ее движению руки и исчезают, если вдруг ей неугодны. Автор, вам бы хоть с одним реальным мужчиной познакомиться, так и помрете старой девственницей, ничего про них не узнав)

В общем запуталась я, пойду поработаю:) (У нее наверное и работы сейчас нет, иначе бы не упоминала ни к месту. Тем более в три утра в воскресенье, когда написано письмо. Вообще ничего нет у человека, одни фантазии по ночам)

Огромное спасибо Вам за потрясающий блог!

Вопрос: Что делать, если я не умею любить?

Ответ: Спасибо вам за этот вопрос – это тема для следующего семинара и для всех наших семинаров. Да то и делать, что …мы делаем – учиться, начать с того, чтобы стать учеником и учиться у других, восхищаться способностью других любить, пытаться различить ее у других, служить другим, даже если мы не можем различить в них что-то, просто служить, очень много чего можно делать.

Любовь – это дар, любовь должна быть нам дана, любовь должна случиться с нами, любовь должна снизойти на нас, это милость Кришны, это очень большая милость Кришны. Если Он дал нам маленькую крошку веры – это уже огромная милость.

Если мы поблагодарим Его за это, Он даст нам возможность слушать садху. Если мы поблагодарим Его за это и будем пользоваться этой возможностью и пытаться извлекать максимум из этой возможности и служить садху, то тогда Кришна даст нам возможность служить в обществе преданных, Он позволит нам войти в общество преданных, преданные примут нас, и мы сможем повторять Святое Имя в обществе преданных.

Если мы поблагодарим Его за это, то тогда милость Кришны на следующем этапе будет заключаться в том, что Он постепенно будет очищать наше сердце от анартх, даже если мы держимся за них, мы будем видеть какие-то вещи, Он покажет нам какие-то вещи, которые Он не показывал, Он сознательно не показывал нам эти вещи, потому что знал, что мы испугаемся вначале, в какой-то момент мы вдруг увидим эти вещи, нам станет страшно и Кришна заберет их.

Потом милость Его проявится в том, что у нас появится смирение, у нас проявится стабильность и желание постоянно очень глубоко повторять Святое Имя, Святое Имя будет иметь вкус.

Как я часто рассказываю историю в последнее время про одного вайшнава – нашего современника, он повторяет по два лакха в день, по три лакха в день, это значит сто двадцать восемь или по сто девяносто два круга. Он иногда так мечтательно говорит: «У меня было время, когда я не мог закончить свои круги». И люди слышат это и думают: «У меня тоже было время, когда я не мог закончить свои круги. У меня тоже было время, когда я свои восемь кругов не мог закончить». Но когда он говорит: «Я не мог закончить свои круги», – это значит, что он просто не мог кончить свои круги, он читал, читал, читал и читал, просто день кончался, а он все не мог кончить свои круги, это не то, что он свои восемь кругов не мог кончить, он не мог перестать читать, потому что Святое Имя такой вкус доставляло. Люди, когда они мне говорят: «Вот, что-то шестнадцать кругов слишком сложно, можно восемь кругов повторять?» Я говорю: «Можно. У вас будет больше времени на всякие глупости».

В какой-то момент милость Кришны придет, в свой срок она придет и человек поймет, что есть огромный вкус в Святом Имени, есть огромный вкус в отношениях с людьми, сердце его будет переполняться этим состраданием к другим, потом появится вкус, потом появится привязанность и только потом придет любовь.

Так что любовь придет, не волнуйтесь, мы этому учимся здесь, учимся, что мы должны сделать чтобы Кришна поверил нам, как каждый этот этап, это определенный акт доверия со стороны Кришны, и мы должны доказать Кришне, что нам можно доверять, что мы достойны этого. Как иногда люди говорят: «О, Кришна, покажи мне все мои анартхи». Да не покажет Он, потому что Он знает, что рано еще, потому что если вы увидите их, вы впадете в такое отчаяние, в такую депрессию, что вас потом Кришне же нужно будет вытаскивать из этой депрессии, поэтому вначале Он говорит: «У вас все хорошо, отлично, давайте, вы такой крутой преданный вообще, шестнадцать кругов от зубов отлетают только так». В свой срок, нужно заслужить доверие. Муктим дадати кархичит сма на бхакти-йогам – даже в «Шримад-Бхагаватам» Нарада Муни говорит, что иногда Кришна мукти дает, бхакти очень редко – доверие нужно.

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами,
семинар «Молитвы царицы Кунти»

Здравствуйте!
Возможно, моя проблема покажется вам надуманной, но в последнее время я все чаще думаю, что из-за того, что я такая, живу неполноценно и не полной жизнью и не вообще не живу.
Я не умею любить. У меня есть парень, есть поклонники (я довольна привлекательная и никогда не испытывала недостатка мужского внимания), но я никого не люблю.

Мне 30 лет, мой парень хочет на мне жениться, хочет детей, семью. Очень серьезно планирует это.
А я не хочу. Внутри меня пусто и холодно. И так было и с предыдущим молодым человеком (расстались из-за того, что хотел уже более серьезных отношений, а я вот нет. Меня устраивало простое сожительство).
Я реально не чувствую и никогда не чувствовала страсти, чтобы аж коленки тряслись, а ночью не спалось, не чувствую гормональной бури (про которую часто говорят женщины), не чувствую, что готова пойти за человеком на край земли или просто родить ему ребенка. Я не понимаю о чем говорят женщины, когда рассказывают о любовной зависимости. Мне это незнакомо ну вот вообще.
Более того, я никогда не скучаю по людям. Ни по парню, когда он уезжает надолго, ни по подругам, ни по родственникам. Я могу подолгу не звонить своей маме и даже не переживать, как она там одна.
Не люблю праздники, дни рождения, когда собираются люди, когда нужно радоваться всем вокруг. Любить всех.
Думаю, что проблема идет из детства, даже из юности скорее. Мои родители развелись, когда я уже была в сознательной возрасте (школу окончила), отец вел себя очень некрасиво. Мог оставлять ноутбук открытым, на мониторе которого сменялись фотографии его любовницы, называть меня случайно ее именем и тд. Даже дневник в ЖЖ вел одно время и писал, как любит свою любовницу.
А когда они были вместе они очень насмешливо относились к любым проявлениям любви. Свадебное торжество считали просто лишней тратой денег (сами они просто расписались). Проявлять чувства было не принято, если хочешь плакать - иди в свою комнату и тихонько глотай слезы. Про простые объятия вообще не речи не шло.
Вобщем, возможно, меня это очерствило и я просто забила на любовь и ее проявления. Мне казалось, что это все бред.
И до какого-то времени мне было очень комфортно даже в таком состоянии существовать. У меня реально не было каких-то серьезных проблем, я не влипала в истории, ночами спала, не мучилась всяким этими мыслями "мне 30 лет, пора семью, хочу замуж и свадьбу".
Но вот сейчас я очень остро чувствую, что живу неполноценно. Я хочу этих эмоций, страстей, даже страдать хочу, глупости совершать, но не получается. Действую с холодной головой, и даже на работе не отдаюсь с полной силой своему делу (потому что, ну зачем, не горит). У меня нет никаких хобби, потому что для хобби тоже нужно горячее сердце и глаза, и огромное желание делать любимое дело. У меня вот так и по жизни "не горит". И на сексуальной сфере тоже сказывается.
Пожалуйста, посоветуйте, что можно сделать в данной ситуации. К какому психологу пойти и надо ли (и лечиться ли это). Я хочу жить, чувствовать, влюбляться (даже безответно), мечтать о ребенке, планировать семейную жизнь, а не быть запертой в своей бездушной оболочке. Мне иногда кажется, что я живу на берегу океана, могла бы плавать в бескрайней воде, а по факту, даже ноги не замочила и по побережью не прошлась. Смотрю издалека только. Чувствую себя инвалидом.