Как повысить самооценку ребенку: советы родителям. Памятка для родителей «несколько рецептов как избавиться от гнева и повысить самооценку И почему это важно

Анастасия Тырина
Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки , которая начинает формироваться в дошкольном периоде . Становится устойчивой и меняется с большим трудом.

Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет) .

Самооценка дошкольника и ее компоненты

Самооценка имеет два основных компонента.

Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?» . Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный )

Уверен в себе, активен, уравновешен;

Часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

Любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

Не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

Является творческим и верит в собственные способности;

Не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

Умеет анализировать результаты своей деятельности;

Может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

Достаточно общителен и дружелюбен;

Быстро переключается с одного вида деятельности на другой

Настойчив в достижении цели;

Стремится сотрудничать, помогать другим;

Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

Способен принимать решения.

Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой .

Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

Быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

Не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

В большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

Чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

Такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

Ребенок с завышенной самооценкой может считать , что он во всем прав;

Часто перебивает, относится к другим свысока;

При завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать :

"Я самый лучший!".

Ребенок с заниженной самооценкой

Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

Стремится к уединению, обидчивы;

Очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

Не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

Ребенок с заниженной самооценкой тревожный , не уверен в себе;

Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

Он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

Такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

Такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

«Не умею» , «Не знаю» и «Не могу» . Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка , а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.

ВЫВОД : С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.

Кто влияет на формирование самооценки ребенка :

взрослые (родители ) и сверстники

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого.

1. Родителям необходимо помнить всегда, что катанию на лыжах, плаванию, игре в шахматы, чтению – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но прежде всего от вас, родителей , зависит формирование его самооценки . В этой области вас никто не заменит.

Ребенок живет с убеждением : «Как меня видят родители , так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».

Чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей .

Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный или способный, то он это чувствует.

Со стороны родителей важно мягкое , грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители , причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо» , «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой . Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.

2. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка . Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку , но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

3. Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка . В разных видах деятельности самооценка разная . (В игре, в трудовой деятельности, в изо)

В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

1. Оцените свой уровень самооценки . (завышенная или заниженная) Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы : любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

2. Во-вторых, больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

3. В-третьих, относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала , так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п. (если недостаточно уверен в себе ребенок)

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы : "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т. д.

Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за помощь вам, за красивый рисунок.

Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".

За один раз - одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".

7. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните : "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или : "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!". Энциклопедические знания.

Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра) .

8. ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА :

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

9. ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА :

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

10. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите : "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.) " - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Наоборот.

Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка . Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни - зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку - вы узнаете из нашей статьи.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей - чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

«Низкую самооценку, появившуюся у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, впоследствии сложно поднять».

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь - помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Тесты и игры

Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.

Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше - чуть получше, не третьей ступеньке - ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.

Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку - у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке - то это свидетельствует о завышенной самооценке.

Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».

Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:

  • Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
  • Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
  • Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Многие родители, наблюдая за своими детьми и их сверстниками, часто задаются вопросом: почему одни дети активны во всех сферах деятельности, легко идут на контакт со взрослыми и другими ребятами, с удовольствием участвуют в разных мероприятиях, а другие - стеснительны, замкнуты, стараются избегать повышенного внимания к себе, с трудом заводят дружбу и сложно адаптируются к новому. Причины таких различий детей могут быть самыми разными: это и характер, и тип нервной системы, и воспитание. Кроме того, важную роль в поведении ребенка в социуме играет его самооценка.

Формированию адекватной самооценки ребенка важно уделять внимание с самого раннего возраста. Приведем несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок рос уверенным в себе и своих силах, не боялся трудностей, был дружелюбен и открыт для нового и спокойно реагировал на мелкие промахи.

Итак, адекватной самооценке ребенка и укреплению чувства уверенности в себе способствуют следующие действия родителей:

  1. Безусловное принятие и любовь . Этот принцип подразумевает, что ребенок является для родителей любимым и хорошим независимо от его успехов, особенностей и поведения. Он должен знать априори, что его любят и ценят таким, какой он есть. Это не означает, что плохое поведение и поступки должны игнорироваться. Но во время таких ситуаций и их обсуждений ребенок должен понимать: «я поступил плохо и неправильно, но меня за это не презирают, не отказываются от меня». Родителям важно транслировать свои эмоции в отношении поведения ребенка: «я огорчен(а), что ты так сделал», «мне обидно», «я расстроен(а)», «я злюсь». Такие высказывания помимо обратной связи дают ребенку возможность осознавать реакции взрослых, а также образец и пример того, как нужно выражать свои чувства и эмоции. Однако, ни в коем случае нельзя переносить эти чувства на отношения к самому ребенку, как, например, в таких высказываниях: «когда ты так делаешь, я тебя не люблю», «ты плохой, а я люблю, только когда ты хороший», «я от тебя уйду» и т.п.
  2. Своевременная похвала и поощрение ребенка за успехи. Здесь важно, чтобы родители проявляли интерес к деятельности ребенка, его инициативам и устремлениям. Любые его заслуги должны быть отмечены и положительно подкреплены. Для укрепления самооценки также можно хвалить ребенка заранее, проявляя уверенность в его силах относительно предстоящего важного события: «у тебя обязательно получится», «ты это можешь», «ты у меня молодец» и т.п.
  3. Спокойная реакция на неудачи. Если у ребенка что-то не получается, как правило, он и сам переживает. Поэтому со стороны родителей реакция на неудачи должна быть спокойной и обнадеживающей. Нужно своими словами показать сыну или дочери, что в следующий раз все обязательно получится, поддержать его. У ребенка не должно остаться чувство вины и неполноценности. Для этого полезным будет обсудить ситуацию, причины неудачи и дальнейшие шаги, необходимые для предотвращения подобных ошибок. Самим родителям в своих делах тоже нужно стараться демонстрировать оптимизм и целеустремленность, даже если что-то не получается
  4. Избегание сравнения ребенка с другими детьми. Оценивание реальных возможностей ребенка. У каждого есть свои способности, таланты и возможности. И при оценке ребенка всегда нужно опираться именно на них: на то, что может сделать и каких результатов достичь именно ваш ребенок. Сравнение с другими детьми, особенно, если ваш оказывается в чем-то хуже, является главным фактором, способствующим снижению самооценки ребенка. Разговаривая с ребенком о его достижениях и целях, старайтесь обсуждать, что в нем и его успехах изменилось по отношению к прошлому. Акцентируйте внимание на том, что стало лучше и благодаря каким действиям это так, если ребенок старался и сделал многое для этих достижений. В ситуации, когда он расслабился или недоработал - обсудите это с позиции мотивации на будущее. Говорите о том, как для вас важны именно его успехи, а не то, чтобы он был лучше других.
  5. Предоставление возможности ребенку почувствовать себя значимым . Для детей с низкой самооценкой становится привычным то, что с его мнением никто не считается. Постарайтесь найти ситуации, когда вы можете попросить у ребенка совета или помощи в каком-то своем деле или доверить ему ответственное решение, важное для всей семьи. Так он увидит, что может помочь, что в его силах дать совет взрослому, что к его мнению прислушиваются. Обязательно поощрите его за выбор, помощь или совет. На неуверенного ребенка такие ситуации во многом могут повлиять положительно, утвердив его веру в себя и подняв самооценку. Не стоит ограждать его от сложностей, ведь преодоление себя и дает ощущение победы. Однако, по возможности подбирайте ребенку посильные задачи.

Главное, что нужно помнить родителям, что самооценка - вещь подвижная и во многом зависит от общей эмоциональной обстановки вокруг ребенка. Поэтому родители должны стараться поддерживать своих детей во всех начинаниях, позитивно реагировать на достижения и успехи, и, конечно, просто любить своих детей такими, какие они есть.

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

«Как повысить самооценку ребёнка?»

Поощряйте, хвалите ребёнка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребёнок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других.

Исправляя ошибки, критикуйте ошибки и действия, а не самого ребёнка. Допустим, ваш ребёнок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того, чтобы не разрушить положительную самооценку можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя что, головы на плечах нет?»

Давайте ребёнку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Показывайте и говорите детям, что вы их любите! Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребёнок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространённому мнению, неполные семьи также могут давать ребёнку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно при условии, что взаимоотношения с ребёнком прочные и любящие.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Как относится к отметкам ребёнка!!! Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Если очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не...

  2. Учись правильно работать с книгой Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения (60-70 слов в минуту). Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится на два этапа: прочитай...

  3. Памятка успешному родителю 1. Поддерживайте у ребенка познавательный интерес. 2. Признавайте право ребенка на ошибку. 3. Учите ребенка не оправдывать ошибки, а извлекать из них...

  4. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ -Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая; - Ему трудно сосредоточиться на чем – либо; -...

  5. Материал для родителей по теме «ПРАВА РЕБЁНКА» О наказании «Семь правил для взрослых» Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Если есть...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 876 просмотров
    • - 12 337 просмотров
    • - 11 246 просмотров
    • - 10 682 просмотров
    • - 9 233 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе