Как отличить натуральную бирюзу от подделки? Камень розовая бирюза.

Подделкой драгоценных камней занимаются тысячелетиями. Первая фальшивая бирюза появилась в Древнем Египте - умельцы заменяли её окрашенным стеклом, делая его максимально похожим на оригинал. Использовались и различные химические соединения, из которых можно было создать качественную имитацию. Такое было возможно ещё 7 тыс. лет назад. В современном мире технологии более совершенны и подделать камни не составляет труда. Как выглядит натуральная бирюза и как отличить её от подделки?

Видео на тему: бирюза

Настоящая бирюза относится к полудрагоценным минералам. В крупном виде она почти не встречается, поскольку месторождения истощаются с каждым годом, а новые не найдены. По этой причине стоимость крупных камней очень высока.

Цвет бирюзы варьируется от белого и светло-голубого до насыщенного синего, встречаются в природе и зеленоватые камни, а также самоцветы красивого бирюзового цвета. Натуральная бирюза имеет твёрдость 5-6 единиц, совершенно не прозрачна, а её поверхность имеет маслянистый блеск.

Где приобрести

Настоящие ювелирные изделия с бирюзой отличаются высокой ценой, а это не менее 1-2 тысячи рублей. Такие изделия отыскать в магазинах сложновато, минерал очень капризен. Самоцвет не выносит высоких температур, влажности, ультрафиолета и вступает в реакцию с косметическими препаратами. Однако, бирюзовые украшения в том или ином виде доступны многим покупателям.

Полудрагоценные минералы гораздо проще отыскать не в ювелирных магазинах, а в свободной продаже. Правда, камни без обработки почти не встретишь. Почти все они подвергаются различным воздействиям для повышения прочности, улучшения цветовых качеств и блеска. Все манипуляции проводятся не только для того, чтобы придать товару более привлекательный вид, но и для продления эксплуатационных качеств.

Как отличить подделку

В недорогих украшениях часто используется прессованный материал. Минерал измельчается в мелкую крошку, а затем смешивается с красителями и клейкими смолами. Именно поэтому прессованные камни смотрятся намного ярче по сравнению с природными самоцветами. Впрочем, несмотря на серьёзные манипуляции с исходным материалом, такие камни всё ещё считаются популярными. Несмотря на это именно этот тип бирюзы и подделывается наиболее часто.

Бирюза считается непростым камнем . У него свой твердый характер, поскольку при отделке он частенько трескается или распадается на куски под воздействием давления. Поэтому его стараются слишком много не подвергать гранению, а как есть вставлять в украшения.

Однако, считается, что такой камень приносит счастье его владельцу . Ему приписывают также лечебные и магические свойства. Первые украшения из бирюзы изготавливались более пяти тысяч лет назад до нашей эры.

Структура камня представляет собой плотно прижатые прожилки из металлических элементов: меди, калия, цинка и других.
Сейчас на различных ярмарках или в магазинах бижутерии можно встретить много украшений с бирюзой. Однако, не все они включают в себя натуральную бирюзу. Многие из них сделаны из подделок, имитаций этого минерала .

Подделку бирюзы изготавливают из разного сырья. Оно может быть натуральным. Например, любой природный материал, который легко окрашивается, красится в цвета бирюзы. Также подделку делают из стекла, пластика или композитного материала.

Как можно дома распознать поддельную бирюзу?

Имитацию бирюзы, выполненную из промышленных материалов, легко отличить в домашних условиях с помощью лупы и фонарика.

Как отличить натуральную бирюзу от подделки?

Парадоксально, во всем мире бирюзовые рудники неуклонно сокращают добычу по причине истощения, а количество изделий с «бирюзой» и размеры вставок в украшениях постоянно увеличиваются. Для примера, Узбекистан с конца 60-х годов XX века являлся основным поставщиком бирюзы для ювелирной промышленности СССР . По состоянию на 2011 год, по сведениям автора, добыча бирюзы в Узбекистане не ведётся вообще.

Еще пару десятков лет назад, покупая украшение из бирюзы, никто не мог даже предположить, что в изделии может быть не натуральный камень, а имитация. Сегодня, в начале XXI века, наблюдается противоположная картина - большинство покупателей нисколько не сомневаются, что любые ярко-синие вставки в украшениях и есть настоящая бирюза, а всё остальное - неизвестно что, но уж точно не она: «Мы что бирюзу настоящую не знаем!?»… Вряд ли этому стоит удивляться. Мы восторгаемся вкусами, полученными с помощью химии, потребляем продукты, изменённые на генном уровне, одеваемся в одежду, получаемую из нефти. Мир стал синтетическим и искусственным настолько, что приглушённая и утончённая натуральность отвергается нами как несовершенство.

Написать статью о бирюзе меня побудили многочисленные заметки на разных сайтах, полемика на форумах, различия в терминологии и в переводах, «просветительские» опусы от продавцов камней, «объясняющие», что считать настоящим, а что нет, где каждый пытается обелить своё и очернить конкурентов. К сожалению, большая часть информации в виртуальном пространстве мало приближает нас к ответу на вопрос: что перед нами, красота природы или человеческого разума? Хочу предупредить, в данной статье, как впрочем и в любой другой, вы также не найдёте однозначного ответа. Всё же я надеюсь, что приведённые здесь сведения позволят сориентироваться в этом сложном вопросе и помогут избежать заблуждений и грубых ошибок при выборе украшений.

Итак, бирюза, очаровательный камень более других самоцветов окружённый ореолом мистических поверий и бесконечного шарлатанства.

Свойства.

Бирюза один из самых изменчивых минералов. Мы все знаем и используем применительно к цвету слово «бирюзовый», но не задумываемся, насколько оно неполно характеризует цвет природной бирюзы. Ведь кроме классической бирюзовой существует белая, голубая, зеленая, салатная, желтая, коричневая бирюза, а также различные промежуточные оттенки и комбинации цветов. Окраска бирюзы может меняться в пределах одного месторождения и даже в пределах одного фрагмента сырья.

Кроме равномерно окрашенной встречается бирюза с цветовыми переходами, вкраплениями, сеткой из других минералов - так называемая «бирюзовая матрица».

Иногда вмещающая порода придаёт бирюзе свой тон - рыжеватый, черный, коричневый или более темные оттенки зеленого и синего цвета. Такая пестрая бирюза высоко ценится, прежде всего, коллекционерами, сетчатой бирюзы, так же как и камней с вмещающей породой, неоднородной и переменно-окрашенной с каждым годом становится всё меньше.

Бирюза самого яркого и насыщенного «бирюзового» цвета на мировом рынке ювелирных камней считается идеальной. Цвет такой бирюзы называется «королевский синий» («Royal Blue»). Подавляющее большинство месторождений в мире не содержит такой бирюзы вообще и лишь на некоторых рудниках она встречается в количестве не более 100 грамм на тонну (!) более низкосортной. Тем не менее, в дело идет практически вся добываемая бирюза, невзирая на качество. Конечно, никто не использует мелоподобную субстанцию неопределённого бледного цвета в украшениях. Такое сырьё либо "улучшают" (стабилизируют), либо используют в качестве основы для производства так называемой восстановленной бирюзы.
Кроме цвета различается бирюза по плотности и твёрдости. Обычно эти две характеристики связаны. То есть чем выше твёрдость, тем плотней камень и тем выше он ценится. Понятно, что более твёрдые камни будут меньше царапаться и стираться в процессе эксплуатации украшений.
Еще одно свойство - пористость. В той или иной степени она присуща любой бирюзе. Разумеется, монолитные агрегаты менее пористы и потому ценятся выше.

Из-за пористой структуры бирюза способна впитывать жиры, масла и жидкости и при этом менять цвет, что, по-видимому, породило легенды об изменчивости камня при смене владельца. С точки зрения физики в этом нет никакой мистики. У каждого владельца украшений свои привычки и потому, когда один человек, к примеру, постоянно контактирует с жидкостями, то бирюза в его кольце будет напитана влагой и соответственно будет более тёмная. Если у кольца появится более «сухой» владелец, то через какое-то время камень испарит внутреннюю влагу и поблекнет. Чем не сценарий для суеверного повествования?
Стоит отметить, насыщенность цвета натуральной бирюзы в украшениях будет меняться в любом случае в зависимости от стиля ношения и привычек владельца. В средневековье бирюзу называли «камнем мясников» из-за того, что у людей, контактирующих с животным жиром, были самые сочные бирюзовые украшения. Видимо это наблюдение в дальнейшем способствовало появлению процессов улучшения качества камней путем пропитки.

С древних времен добыча бирюзы не могла покрыть высокий спрос на камень. И во все времена торговцы пускались на всевозможные ухищрения, чтобы повысить качество и стоимость товара. История не сохранила имен «изобретателей», когда-то придумавших методы улучшения внешнего вида бирюзового сырья, но в настоящее время многие из этих древних методов получили развитее с учетом современных технологий. В наши дни бирюзовое сырье пропитывают парафином и воском, акриловыми красками и эпоксидными смолами, бомбардируют электронами и варят в автоклавах…

Процессы улучшений бирюзы многочисленны и применяются в зависимости от качества сырья. Обычно производители не склонны делится технологическими секретами с конкурентами и потому во многих случаях ограничиваются лишь упоминанием об изменениях, не вдаваясь в детали. На международном рынке ювелирных камней сложилась терминология, обозначающая, каким воздействиям подверглось бирюзовое сырьё.

Терминология.

Натуральная бирюза (natural turquoise).

Камень без изменения химического состава и без каких-либо манипуляций по изменению твёрдости, цвета, пористости. Т.е. камень, который был найден в природе и которому придана форма в соответствии с замыслом мастера. Кроме обточки, шлифовки и полировки камень не подвергается никакой обработке. Натуральная бирюза по причине естественной пористости в той или иной степени может со временем изменять цвет из-за впитывания масел и жиров при контакте с телом человека и окружающей средой.

Стабилизированная бирюза (stabilized turquoise).

Натуральный камень, который был изменен химически с целью снижения пористости. Целью процесса стабилизации является предотвращение дальнейшего изменения окраски камня из-за нежелательного впитывания и последующего вымывания/испарения жиров и жидкостей. В результате стабилизации цвет камня становится насыщеннее. Эффект аналогичен повышению яркости окраски, к примеру, ткани при намокании или потемнению поверхности дерева при увлажнении. Стабилизация методом пропитки воском, жирами или маслами применялась издревле. И до сих пор пропитка парафином является одним из наиболее доступных методов повышения внешних характеристик натурального сырья . В промышленных условиях чаще применяется пропитка эпоксидной смолой или полистиролом.

Облагороженная или улучшенная бирюза («color-treated turquoise)», «color-enhanced turquoise», «color-infused turquoise» - примерный перевод: «пропитка цветом», «улучшение цвета», «вымачивание в красителе»).

Натуральная бирюза, пропитанная красящим химическим составом с целью улучшения цвета. В некоторых случаях в состав пропитки кроме красителя вводят вещества повышающие твёрдость камня. Облагороженная бирюза обычно выглядит более сочно, нередко с характерным пластиковым блеском. Процессы облагораживания и стабилизации близки. И в первом и во втором случае используется пористость бирюзы и способность к впитыванию химических составов. Иногда в американских публикациях пропитку маслом или парафином (воском) выделяют в отдельный метод облагораживания (waxing and oiling), а пропитку красителем называют окрашиванием (dyeing).

Восстановленная или прессованная бирюза (reconstituted turquoise) - практически не производится в настоящее время (прим. редакции - 05.2014).

Это бирюзовая крошка, некондиционные обломки и прочие отходы бирюзы, связанные эпоксидной смолой или полистиролом и спрессованные в куски пригодные для обработки. Нередко в связующий полимер добавляют краситель.

Синтетическая бирюза (synthetic turquoise).

В наше время сложно найти ювелирный камень, который бы не синтезировали в лабораторных условиях. В ряде случаев синтетические камни практически неотличимы от своих натуральных собратьев ни по химическому составу, ни по физическим свойствам. Бывает, стоимость синтетических аналогов соизмерима со стоимостью природных камней. Это обусловлено тем, что многие процессы синтеза весьма трудоемки, а некоторые нерентабельны для получения ювелирного сырья.
Вспомним хотя бы историю синтеза алмазов. Впервые синтетические алмазы получили шведы еще в 1953 году, однако синтезировать алмазы ювелирного качества удалось в СССР лишь в конце 1960-х, а вывели рентабельную синтетику на рынок бриллиантов только в начале 2000-х производители из США.

Попытки синтезировать бирюзу также имеют долгую историю. Вот что об этом можно прочесть в книге Т.И. Менчинской «Бирюза» :
«Синтетическая бирюза впервые получена М. Гофманом в Германии в 1927 г. По твёрдости, плотности и химическому составу практически соответствует природной бирюзе. В 1972 г. синтетическая бирюза получена во Франции. Этот синтетический материал однороден, имеет прекрасный бирюзово-голубой цвет и ближе всех синтетических имитаций к лучшим образцам иранской бирюзы. Кабошоны из этой искусственной бирюзы неотличимы от природной даже при точных исследованиях. [...] По основным физическим свойствам искусственная бирюза идентична природным разностям. Отличия существуют в микроструктуре. [...]
Синтетическая бирюза, практически неотличимая от природной, получена в конце 70-х гг. во Всесоюзном научно-исследовательском институте синтеза минерального сырья Е.Е. Лисициной. Синтезированы как однородные разности яркого голубого цвета различных оттенков, так и разности с характерными текстурными особенностями, близкие к сетчатой или паутинной бирюзе. По химическому составу эта бирюза аналогична природной.»

Отличить синтетическую бирюзу от природной задача непростая. Ведь кроме одинакового внешнего вида они идентичны по химическому составу и физическим свойствам. Успокаивает лишь тот факт, что синтетика в действительности является бирюзой. То есть реальным минералом, а не обманом.

Перечисленные выше методы улучшения и синтеза бирюзы основаны на манипуляциях с натуральным минералом или синтезированным в точном соответствии с природной формулой сырьём и потому, по мнению автора, к ним применим термин «бирюза». Ниже описаны имитации, в основе которых натуральной бирюзы как таковой нет вообще, и потому использование в них названия этого минерала является откровенным обманом и призвано ввести в заблуждение доверчивых и неосведомлённых покупателей.

Имитация бирюзы другими минералами (imitation turquoise).

Некоторые минералы схожи с бирюзой по внешнему виду и потому могут выдаваться за бирюзу в изделиях. Из них можно упомянуть фостит, рашлейчит, варисцит, хризоколлу и другие. Список схожих минералов довольно обширен и читатели могут поискать возможные имитации в Интернете.

Некоторые минералы способны, так же как и бирюза, впитывать химические составы. Этот позволяет создавать имитации путем окрашивания. Один из наиболее известных имитирующих минералов - говлит (синонимы: силикоборокальцит, каулит, турквенит). Это минерал белого или серовато-белого цвета иногда с бурыми или чёрными прожилками похожими на бирюзовую матрицу. Легко поддается окрашиванию и потому широко используется в виде имитаций бирюзы, других ювелирных и поделочных камней, а также кораллов. Имитации из говлита очень схожи с натуральной бирюзой. Обычно выдает более сочная окраска и низкая цена.

Встречаются имитации сложного состава, такие как «венская бирюза» - смесь малахита с гидроокисью алюминия и фосфорной кислотой; неолит или бирюза Риза - имитация бирюзы с вмещающей породой из искусственного байерита - побочного продукта алюминиевого производства; необирюза - имитация бирюзы из гиббсита и фосфата меди .

По моим наблюдениям минералогические имитации в наше время встречаются всё реже, ввиду победного шествия искусственной бирюзы из полимерных и керамических заменителей.

Искусственная бирюза (simulated turquoise).

Материал, похожий на бирюзу только по цвету. Обычно в качестве замены используют пластмассу, керамику, стекло, эмаль. Искусственная бирюза - продукт химических манипуляций, обсуждать который в рамках статьи не имеет смысла.
Стоит признать, подавляющее большинство поделок с ярко-голубыми «бирюзовыми» вставками - бижутерия, бусы, бисер, броши, сувениры, - на ценниках которых гордо красуется термин «бирюза» не имеют ничего общего ни с бирюзой, ни с минералами вообще.

Покупая бирюзу.

Решение о покупке того или иного изделия с бирюзой или имитацией каждый принимает сам. Кто-то предпочитает только натуральные камни, для кого-то важней цвет или размер и безразлично каким обработкам подверглось натуральное сырьё. Ну а кому-то первична низкая цена и броскость изделия и совершенно неважно, из чего оно сделано. Невежественность и безвкусие потребителей стимулирует производителей создавать откровенный поточный ширпотреб из отходов химического производства и дешёвого сырья, сомнительного происхождения. Увы, мы сами формируем предложение своим заниженным спросом, а потом пытаемся найти жемчужины в горах мусора…

При покупке надо понимать, что приобрести изделия из натуральной бирюзы или хотя бы из улучшенного бирюзового сырья задача непростая. Обычно при продаже ювелирных изделий продавцы ссылаются на данные товарных ярлыков, которым нельзя всецело доверять. Во-первых, информация о ювелирных камнях в больших ювелирных магазинах не проверяется, а просто переписывается из сопроводительных документов. При этом камни от добычи до ювелирного магазина проходят через многие руки, и установить на каком этапе и кем была проведена геммологическая аттестация, определена подлинность, сортность, ценность практически невозможно. Во-вторых, отсутствует надлежащий международный контроль за рынком драгоценных камней, и у продавцов появляется естественное желание изменить характеристики в свою пользу. В-третьих, для определения качества и подлинности камней нужен опыт, профессиональные знания и специальное оборудование. И даже если магазин содержит в штате профессионального геммолога, то его технической оснащённости может быть недостаточно, чтобы установить подлинность и качество камня. К тому же штатный геммолог больше заинтересован в благополучии работодателя, а не в установлении истины.

В мире существуют специальные независимые центры сертификации, в которых осуществляется всесторонняя проверка ювелирных камней с выдачей сертификата. Геммологические сертификаты являются гарантом подлинности и ценности камня. Часто экспертиза делается на партию камней, если они еще не были оправлены.

К сожалению, нет однозначной методики, по которой можно было бы отличить натуральную бирюзу от подделок и улучшений, но при наличии некоторого опыта и внимательности можно избежать явных недоразумений при покупке украшений. Зачастую достаточно беглого осмотра минерала, чтобы отличить природную неповторимость от шаблонной имитации. В других случаях для установления истины требуется сложная геммологическая экспертиза. Приведу некоторые косвенные признаки, позволяющие отличить натуральный камень от имитаций.

Цена.

Натуральная бирюза не может быть дешевой. На минералогических и ювелирных рынках цена натуральной бирюзы варьируется от десятков до нескольких сотен долларов за 1 карат (0.2 грамма) и сильно зависит от качества сырья. Чем сочнее цвет, равномерней окраска и больше однородный фрагмент - тем камень дороже. Стоимость стабилизированной и облагороженной бирюзы ниже натуральной при аналогичных внешних свойствах. При покупке изделий это можно использовать как косвенный признак.

Как правило, высокосортную бирюзу используют в дорогих украшениях в сочетании с золотом и бриллиантами. С серебром используют либо натуральную бирюзу более низкого качества, либо стабилизированную, улучшенную или восстановленную.
Наивно предполагать, что бусы из однотонно-окрашенных крупных голубых камней и надписью «бирюза» на ярлыке по цене меньше 1000 долларов содержат натуральную бирюзу. В лучшем случае это минералогическая имитация, в худшем - керамика или пластик.

Несколько слов о бирюзе более низких сортов. Обычно такая бирюза традиционно используется в национальных изделиях американских индейцев, в тибетских украшениях, в поделках мастеров Ближнего Востока и Средней Азии. Это может быть натуральная бирюза с неравномерной и «нестандартной» окраской, сетчатая, с вкраплениями вмещающей породы и т.п. Подчас такая бирюза выглядит весьма оригинально, при этом имеет относительно невысокую цену и главное - рождена природой. Пример - Бирюза в серебре Тибет

Величина камней.

Встретить крупный фрагмент высококачественной бирюзы большая удача. Вставки из высокосортной натуральной бирюзы не могут быть большими. Фрагменты величиной с грецкий орех и более чрезвычайно редки. Большие фрагменты обычно неравномерно окрашены и либо распиливаются на более мелкие однородно окрашенные куски, либо облагораживаются каким-либо из перечисленных выше способов. Если в дорогом изделии красуется равномерно окрашенный камень насыщенного бирюзового цвета величиной с миндальный орех, то скорей всего это облагороженная, синтетическая или восстановленная бирюза. В свою очередь бирюза с неравномерной окраской, пятнистая, сетчатая, с вкраплениями породы и т.п. обычно используется в виде крупных вставок, позволяющих в одном фрагменте показать все оттенки необычного натурального минерала.


Цвет.

Чем насыщенней цвет, тем больше вероятность, что это в лучшем случае облагороженная или синтетическая бирюза, в худшем - пластиковая имитация. Самая дорогая первосортная бирюза обладает равномерным насыщенным цветом. Более бледная ценится ниже. Крупные и однородные камни неклассической окраски тоже могут иметь высокую стоимость, особенно коллекционные образцы. По мнению автора, изделия из натуральной бирюзы неравномерного окраса выглядят подчас более выигрышно по сравнению с однотонными бирюзовыми камнями, вызывающими сомнения в их подлинности и ассоциирующиеся с дешёвыми имитациями или химическими улучшениями.

«Презумпция виновности».

Перефразируя народный старательский постулат - «если вы сомневаетесь что перед вами золото, значит это точно не золото», - не стоит считать натуральной никакую бирюзу, в натуральности которой вы сомневаетесь. Если вас уверяют в обратном, то предложите представить доказательства или попросите разрешения провести испытания камня.

К сожалению, выявить стабилизированную и синтетическую бирюзу или минеральные имитации куда сложнее. Без специальных лабораторных исследований это не всегда под силу даже профессиональному геммологу.

Заключение.

По мнению автора, даже самые невзрачные, но натуральные камни гораздо ценнее облагороженных и измененных минералов. Натуральный камень это часть природы - естественная, единственная, неповторимая. Невозможно найти два одинаковых камня, так как природа не способна на унификацию и тиражирование, в отличие от человека, который своими действиями пытается улучшить творение природы сделать его внешне идеальным и… обезличивает камень, приближая по виду к куску крашеной пластмассы.

По данным «International Gem Society» только 0.1% добываемой в мире бирюзы относится к высшему сорту и менее 3% ювелирных украшений с бирюзой содержат именно натуральную бирюзу. Потому не стоит обольщаться по поводу ювелирных камней в украшениях, заполнивших рынки постсоветского пространства. Наверняка статистика соотношения натуральных камней к всевозможным имитациям и подделкам здесь еще печальней. Ассортимент изделий с «голубыми камнями» велик и продолжает расширяться и можно сделать выводы, что покупателям важна не натуральность и естественность природной красоты, а скорей яркость, величина и цена. Спрос, как известно, порождает предложение и желание удовлетворить этот спрос любым, даже нечестным путем. Оттого эта неестественная синева во всевозможных украшениях на прилавках магазинов бижутерии и мишуры, предлагаемая по бросовым ценам.

В ювелирных магазинах мне лишь несколько раз встречались изделия с натуральной или неотличимой внешне синтетической бирюзой. Это были золотые украшения с соответствующей ценой. Подавляющее же большинство украшений и изделий со вставками из «бирюзы», продаваемых как в солидных магазинах, так и сувенирных лавках не имеют с натуральным камнем ничего общего.
Как же быть любителям утонченной естественной красоты натуральных камней и ценителям художественных изделий истинных мастеров и честных ювелиров? Увы, на это вопрос нет однозначного ответа. Можно лишь посоветовать быть осторожными. Не покупать ювелирные украшения и самоцветы в сомнительных местах, спрашивать сертификат, консультироваться со специалистами и знатоками…

Статья о подделках бирюзы на нашем сайте - Подделки бирюзы

Список использованной литературы:

1. Менчинская Т.И., «Бирюза», изд. 2. - М.: Недра, 1989 г.

2. http://en.wikipedia.org/wiki/Turquoise

3. http://www.mindat.org/min-4060.html

4. http://www.skystonetrading.com

5. Госкомгеологии РУз, ГП «Геологический музей».

6. Сергей Денин, http://protey-wood.com/

Введение

Бирюза издавна считается одним из самых легко имитируемых камней. Всевозможные имитации составляют более 80% (!) современного рынка бирюзы. Уже в средние века люди научились облагораживать природную бирюзу невысокого качества с помощью пропитки воском; сегодня наряду с этим применяется также прокрашивание камней. Помимо имитаций и облагороженных камней, ситуацию на рынке осложняет присутствие синтетической бирюзы.

Таким образом, проблема геммологической идентификации бирюзы оказалась весьма актуальной. Конечно, опытный геммолог, во многих случаях безошибочно назовет месторождение бирюзы, метод синтеза и облагораживания камня. Но даже перед ним иногда встает необходимость проведения специальных приборных исследований.

Проблема идентификации бирюзы, ее имитаций и облагораживания была решена в Геммологическом центре МГУ с помощью двух методов - оптической и рамановской спектроскопии.

Состав, окраска, свойства

Бирюза представляет собой водный фосфат алюминия и меди. Как правило, бирюза содержит микровключения других минеральных фаз - кварца, халцедона, опала, карбонатов, сульфидов и глинистых минералов. Присутствие последних приводит к ухудшению цвета бирюзы, затрудняют ее полировку.

Цвет бирюзы - ее главное достоинство - сильно варьирует, изменяясь от яркого синевато-голубого, небесно-голубого и зеленовато-голубого до бледно-голубого. Небесно-голубая окраска обусловлена медью, зеленоватые оттенки - примесями окисного железа.

Окраска бирюзы часто пятнистая, с черными или бурыми прожилками. В последнем случае бирюза приобретает сетчатую или паутинную структуру («сетчатая бирюза»).

Ювелирные разности бирюзы характеризуются восковым блеском, после полировки приобретают сильный стеклянный блеск.

Средний показатель преломления массивных разностей бирюзы составляет 1,62. Твердость лучших ювелирных образцов по шкале Мооса 5-6 (в каолинизированных разностях снижается до 3-4). Плотность колеблется от 2,8 г/см3 у неизмененных образцов до 2,5-2,6 г/см3 у выветрелых разностей. Для бирюзы характерна микропористость, резко повышающаяся при выветривании. В значительной степени она подвержена действиям различных бытовых веществ - духов, масел, жиров, химических соединений, особенно органического рода (бензин, ацетон).

Месторождения бирюзы

Месторождения бирюзы тяготеют к регионам с засушливым климатом. Лучшая бирюза в мире добывается из месторождений северного Ирана, США (штат Аризона), Мексики и Синайского полуострова. Богатыми считаются также месторождения Монголии, Афганистана, Китая, Израиля, Казахстана, Узбекистана.

Бирюзоносные районы представляют собой каменистые пустыни с горными массивами, либо расчлененные горные хребты. Самыми древними рудниками считаются Нишапурские месторождения Ирана, месторождения Мексики и Америки. Разработка этих месторождений велась на протяжении 7-10 тыс. лет. Поразительно, что эти же районы продолжают оставаться поставщиками бирюзы до наших дней.

Рис. 1а. Образцы бирюзы из различных месторождений, слева направо - Бирюзакан (Таджикистан), Долинное (Узбекистан), Китай, Актурпак (Узбекистан), Тибет

Рис. 1б. Образцы бирюзы из Монголии (слева) и Армении, месторождение Техут (справа)

Имитации бирюзы

Непроходящий спрос на бирюзу и дефицит природного сырья обусловили обилие ее имитаций.

Бирюзу часто подделывают пластмассой, которая при нагревании плавится и плохо пахнет. Она легко отличается от бирюзы гораздо более низкой твердостью и плотностью. Распространены подделки, изготовляемые поверхностным окрашиванием специальной керамики, фарфора, стекла, кости, кварца (или халцедона). В качестве бирюзы на рынок поступает так называемая "венская бирюза" - термически обработанная и спрессованная тонкая смесь малахита с гидроокисью алюминия и фосфорной кислотой. С 1957 г. под названием "неолит" предлагается камень приятного голубого цвета, представляющий собой смесь из фосфата меди и гидроокиси алюминия (байерита) - побочного продукта алюминиевого производства.

Большинство имитаций выдаёт яркая и равномерная окраска, не характерная для природной бирюзы. Нередко в этих образцах можно наблюдать более насыщенный цвет по трещинам, являющийся результатом прокрашивания. При нагревании имитации бирюзы обычно чернеют или сплавляются в чёрное стекло, а не растрескиваются как бирюза.

Некоторые минералы имеют сходные с бирюзой цвет и физические свойства, и используются в качестве ее аналогов. Примерами могут служить хризоколла, варисцит, амазонит, лазурит. Необычной имитацией бирюзы является одонтолит, представляющий собой костные останки млекопитающих и рыб, частично замещенные минералом вивианитом, который и придает одонтолиту голубую окраску.

Распространенными в последнее время имитациями бирюзы являются «композиты», основу которых составляют карбонаты (магнезит, доломит, кальцит), растертые в порошок и склеенные пластиком или эпоксидной смолой. Цвет этих минералов - белый, поэтому они используются после прокрашивания. Для этих же целей иногда используют бирюзу очень плохого качества. Такого рода имитации - изготовленные как из бирюзы, так и из других минералов - на рынке часто называют «реконструированной» или «восстановленной» бирюзой. Распределение красителя может быть неравномерным, а цвет нередко более интенсивный, чем у бирюзы.

Облагораживание природной бирюзы

Обилие низкосортного сырья на каждом месторождении вызывает необходимость его облагораживания, что резко повышает рентабельность отработки месторождения.

Наиболее простой и древнейший метод облагораживания - пропитка бирюзы парафином или воском. В настоящее время используются технологии пропитки смолами, пластиком или силикатом натрия. Такая обработка позволяет уменьшить пористость бирюзы и усилить цвет, а также обезопасить ее от дальнейших изменений. При качественной обработке облагороженная бирюза визуально неотличима от высокосортных природных образцов.

Как было сказано выше, на рынке встречается реконструированная бирюза. Она получается путем цементации измельченной низкосортной природной бирюзы. Точная диагностика таких образцов может быть осуществлена только в лаборатории.

Реже используется прокрашивание прожилков в бирюзе, а также заполнение каверн на поверхности с помощью эпоксидной смолы. Это облагораживание улучшает поверхность камня, а добавленные в смолу металлические фрагменты имитируют включения пирита.


Рис. 3. Бирюза из месторождений США (справа образцы из штата Аризона). Бирюза прокрашена

Синтетическая бирюза

В настоящее время на рынке встречается также синтетическая бирюза, довольно близкая по составу к природной. В изделиях синтетическая бирюза почти неотличима от натуральной, поскольку по основным физическим свойствам она идентична природным разностям. Впервые синтез бирюзы состоялся в 1927 г. в Германии. В России во ВНИИСИМСе (Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья) помимо однородной бирюзы различных оттенков голубого, искусственно была получена также сетчатая или паутинная бирюза, имитирующая лучшие природные образцы.

В изделиях синтетическую бирюзу сложно отличить от природной, зачастую такие камни можно определить только в лаборатории.

Оптическая спектроскопия

Оптическая спектроскопия является традиционным геммологическим способом изучения природы окраски. Спектр показывает, какая часть света пропускается или поглощается образцом. Человеческий глаз воспринимает цвет в общем, но не видит конкретных полос и линий, которые проявляются в спектре и связаны с присутствием примесей в камне.

Например, бирюза окрашена медью, которая приводит к появлению широких полос поглощения с максимумами 671 и 769 нм. Также примесь железа может давать узкие линии в спектре бирюзы на 420 и 429 нм.

Сравнивая спектр природной бирюзы и ее имитаций (рис.4), мы видим, что они существенно отличаются. Имитации характеризуются пропусканием в диапазоне 800-1000 нм, тогда как для природной бирюзы оно не характерно.

Но отличить природную и синтетическую бирюзу таким методом нельзя по причине сходства природы окраски. Поэтому для идентификации природной и синтетической бирюзы необходимо использовать рамановскую спектроскопию.


Рис. 4. Оптические спектры природной бирюзы и прокрашенного магнезита

Рамановская спектроскопия

Рамановский спектрометр измеряет спектр минерала, на который падает лазерное излучение. Данные спектральные линии соответствуют определенным колебаниям групп атомов и позволяют определить строение вещества. Применительно к нашей задаче это означает, что с помощью рамановской спектроскопии можно отличить любые имитации, синтетику и обнаружить заполнитель в самой бирюзе.

Во многих случаях идентификация бирюзы требует применения приборных методов доступных в условиях лаборатории. С применением данных методов не возникает сложностей в разделении природной бирюзы от синтетической и облагороженной, а также в идентификации заполнения природной бирюзы.

В Геммологическом центре МГУ разработана методика экспрессной диагностики бирюзы, основанная на рамановской и оптической спектроскопии.

Применяемые спектроскопические методы позволяют достоверно диагностировать природную бирюзу, а также распознать имитации, синтетику, наличие облагораживания (заполнения).

Материал подготовили: Р.С. Серов, А.А. Машкина (Геммологический Центр, Московский государственный университет)

Бывает разной, и порой определить подлинность того или иного изделия проблематично. Глаз покупателя уже «замылился» экземплярами, которые напоминают натуральные камни, но на самом деле таковыми не являются: синтетическая бирюза, красивые, но неестественно блестящие украшения, которые являются продуктом химического производства. Известно, что на рынке подавляющее большинство дешевых украшений получены путем имитирования из совершенно других материалов. Следует признать то, что подделывание - это тоже своего рода искусство. Но это не умаляет важности вопроса о том, как проверить, настоящий камень перед покупателем или нет, и как отличить бирюзу от подделки.

Немного из истории подделок

Многие думают, что камни стали подделывать относительно недавно, потому что рост технологий такого рода стал наблюдаться, начиная с конца XVIII века. Однако это далеко не так. Искусственная бирюза, «получаемая» из крашеного стекла, известна еще со времен древнеегипетской цивилизации.

Издавна было известно, что легче всего подсунуть нерадивому покупателю фальшивку вместо того, чтобы продавать натуральный камень, добываемый тяжелым трудом. Хитрые мастера могли окрасить изделие так, что поддельную стекляшку почти невозможно было распознать. Камушки не отличались от настоящих. Подделка выглядела просто великолепно, разве что ненатурально блестела. Опытный глаз проверяющего сразу бы подметил этот факт. Но поскольку стоили такие безделушки недорого и смотрелись привлекательно, люди думали не о том, как отличить бирюзу от подделки, а руководствовались простым принципом: красиво - значит хорошо.

Для того чтобы повысить качество имитируемых изделий, египтяне научились применять и простые химические соединения. Определенная технология получения изделий искусственного происхождения, имеющих похожие внешние свойства с натуральным камнем, была известна более семи тысяч лет назад.

Разумеется, сейчас есть возможность создания куда большего количества того, что называется простым словом «подделка». Но если бирюзу имитируют, стабилизируют или спрессовывают качественно, а продают недорого - почему бы и не носить такие украшения? С другой стороны, всегда интересно знать о том, как выглядит настоящая бирюза, чтобы не переплачивать за то, что стоит значительно дешевле. Тем более, в продаже природный минерал встречается все реже и реже.

Характеристики натурального камня

Натуральная бирюза - это полудрагоценный минерал, крупные экземпляры которого уже фактически невозможно встретить. Известно, что месторождения, где залегают камни, не являются вечными. Рано или поздно они истощаются, а цена на «натуральность» и подлинность становится все выше.

Натуральные камни, как правило, имеют разнообразную цветовую гамму. Цвет может быть светло-голубым, ярко-синим, зеленоватым или даже белым. Такое разнообразие оттенков, увы, и дало широкие возможности «имитаторам» самого различного рода, которые могут продавать обычное стекло как полудрагоценный минерал.

Не стоить доверять «бирюзовым» изделиям, окрашенным, например, в красный цвет. Часто продавцы утверждают, что это либо «особо укрепленная» окрашенная бирюза, либо, в лучшем случае, коралл, но верить таким словам не стоит. Даже если это реконструированная бирюза, мастера стараются максимально приблизить камни к подобию натуральных, имитируя и их цвета в том числе.

Отличить настоящую бирюзу от подделки сложно, но возможно. Для этого необходимо знать о том, что показатель твердости натурального камня составляет 5-6 баллов по минералогической шкале. Многие современные материалы не могут похвастаться даже этим, хотя в домашних условиях или «на глаз» перед прилавком коэффициент твердости не всегда возможно определить корректно. Структура природного камня полностью не прозрачна, а блестит он подобно восковому изделию (такой признак, обычно, характерен для камней, подвергшихся процессу стабилизации).

Натуральный камень отличается от синтетических и химических аналогов тем, что для него необходимы определенные температурные условия. Также он не любит повышенный уровень влажности и боится воздействия прямых солнечных лучей. Например, имитация бирюзы из хорошего стекла более неприхотлива и устойчива к природным факторам. Природные же экземпляры могут испортиться и от контакта с косметическими средствами.

Отличие природного камня от подделок

Поскольку все реже встречается натуральная бирюза, как отличить подделку - вопрос серьезный и жизненный, особенно для тех людей, которых не устраивают ни имитации, ни прессовка, ни окрашивание «под бирюзу» других камней.

Название «прессованная бирюза» можно чаще всего услышать из уст честных продавцов, торгующих большим количеством недорогих и популярных изделий, у которых часто нет особых внешних различий с натуральными. Коротко о технологии: прессовка представляет собой смесь настоящего камня с красками и смолами повышенной клейкости. Выглядит прессованная бирюза гораздо ярче натуральных экземпляров. Это является основной характеристикой, отличающей ее от природного камня.

Изделия из пластмассы и стекла, как ни печально, очень трудно поддаются любым методам определения подлинности на глаз. Однако рекомендуется воспользоваться несколькими способами, благодаря которым опытные любители природного камня без труда узнают фальшивку. Если слегка стукнуть камушком по твердой поверхности, подделка из стекла отзовется типичным стеклянным звучанием. Что же касается пластмассы, поскольку она очень неустойчива к нагреванию, при попытке прикоснуться с изделию иглой, нагретой на огне, оно тотчас же оплавится, издавая характерный запах паленого пластика.

Также можно распознать фальшивку и с помощью влажной салфетки. Если обычную салфетку смочить водой и потереть ею камень, может произойти окрашивание салфетки соответствующим красителем. Если этого не произошло, есть два варианта развития событий: либо владельцу повезло, и он оказался обладателем натуральной бирюзы, либо химический краситель оказался слишком устойчивым. Аналогичным методом является протирание камушка смоченной в спирте ваткой: спирт быстро «распознает» и растворит краску, если она присутствует.

Такие методы помогут в том, как отличить натуральный камень от подделки. Однако они являются слишком радикальными. Вряд ли представится возможность их применения непосредственно перед покупкой изделия. Если владельцу жаль красивого изделия, можно попробовать провести такой эксперимент в домашних условиях, не опасаясь возникновения определенных проблем на торговой точке.

Непосредственно перед покупкой лучше применить более гуманный способ, прихватив с собой лупу, имеющую большое увеличение. Можно даже взять с собой микроскоп, если он не слишком тяжелый. Если рассматривать натуральную бирюзу под многократным увеличением, обнаружится, что это - материал пористого характера. При обнаружении мелких прозрачных пузырьков не следует сомневаться в том, что это популярная имитация бирюзы, изготовленная из стекла.

Под микроскопом или лупой также есть возможность обратить внимание на прожилки камня. Следует помнить о том, что подделки имеют прожилки, окрашенные в более темные тона: это не что иное, как магнезит (один из альтернативных минералов, который часто маскируют «под бирюзу). Темный цвет прожилок и встречающиеся пятна означают то, что изделие было предварительно обработано медно-солевыми соединениями для придания ему большей естественности.

Какими бывают подделки

Уже давно известно, что подделки бывают разными, а технологий, позволяющих их изготавливать, очень много. Натурального камня в розничной продаже практически нет, или цена на него слишком высока. Поэтому едва ли широкому потребителю предоставится возможность приобрести именно его. Вероятнее всего, попадется другой минерал, подделанный под бирюзу, либо восстановленная бирюза («прессовка» с применением множества вариантов технологий). Либо, на худой конец, стекло или пластмасса. Для того чтобы лучше разбираться в том, какое сырье чаще всего используется для создания «синтетических» и прочих аналогов этого минерала, можно кратко рассмотреть каждый метод и популярные материалы.

Прессованная бирюза

Как уже упоминалось ранее, приготавливается смесь из порошка натуральных камней. Крошку прессуют, после чего в нее добавляют клейкие вещества и красители. Получается «восстановленный» или, лучше сказать, сильно «разбавленный» вариант бирюзы. Основного вещества в нем может содержаться гораздо меньше, чем вспомогательных компонентов.

Известно, что есть улучшенные технологии прессования с проведением через жидкую смесь электрического тока. Таким образом улучшаются и цветовые показатели камня, и коэффициент его прочности. Бывает так, что даже опытным специалистам трудно отличить «прессовку» от натурального камня.

Венская бирюза

Отдельным пунктом следует выделить бирюзу венскую, которая является одним из вариантов «прессовки». Она состоит из алюминиевой гидроокиси, малахитовой крошки и фосфорной кислоты. Все это подвергается измельчению, а затем высоким температурным воздействиям. Показатель твердости у венского варианта ниже, чем у природного камня (меньше 5 баллов по Моосу). Поэтому при прикосновении к нему раскаленной иглой изделие может расплавиться.

Неолит

Бирюза синтетическая, или неолит появилась в 50-х годах ХХ столетия. Внешне такой материал выглядит очень привлекательно. Он нежно-голубой с извилистыми прожилками. Микс состоит из железа, меди и байерита, но он довольно мягкий, всего 4 балла по Моосу, и по остальным свойствам похож на венский вариант.

Стекло и пластик

Из чего делают имитацию бирюзы еще? Самыми дешевыми материалами для изготовления таких подделок служат стекло и пластик. Обычное стекло окрашивают в синий цвет, а стекло из силиката смешивают с металлическими окисями. Дешевые подделки из пластика просто отливаются в специальных формах. Цвет их всегда подозрительно ровный и яркий, отличается не матовым, а глянцевым блеском.

Стабилизированная бирюза

За основу могут быть взяты как натуральные минералы (что применяется редко), так и другие камни. Они стабилизированы методом пропитывания горячей смолой для увеличения показателей твердости и улучшения цвета. Часто добавляются красители, качество которых может быть различным.

Среди камней, из которых чаще всего изготавливают изделия, внешне похожие на бирюзовые, имеют популярность лазулит (голубой шпат) и варисцит. По цвету они похожи на бирюзу, поэтому после несложной обработки без применения химических красителей могут выглядеть почти так же, как она. В принципе, такой вариант можно считать вполне приличным - с оговоркой, что даже варисцит сейчас в качестве поделочного камня встретить непросто.

Чаще всего встречаются другие минералы, прошедшие этап искусственной окраски. Обычно поддельную бирюзу изготавливают из говлита, также применяются халцедон и магнезит. Эта группа недорогих минералов имеет одно коммерческое название: туркенит. Туркенит в любом его варианте имеет светлую окраску, поэтому окрашивание таких камней обычно бывает очень интенсивным. Если окрашивание качественное, это вполне достойная имитация бирюзы.

Сегодня существуют технологии, с помощью которых можно воспроизвести даже структуру минерала на очень высоком уровне. Покупать ювелирные украшения следует только у проверенных продавцов, которые честно скажут, что входит в состав того или иного изделия. Как отличить натуральную бирюзу от подделки, знать никогда не помешает, чтобы ориентироваться в предлагаемых товарах и не стать обладателем откровенно дешевой подделки.