Отсроченный эксперимент. Современные дети, самоконтроль и зефирный тест

Йоаким де Посада вкратце рассказывает на TED TALKS о знаменитом эксперименте Мишела “The Marshmallow Test” на способности отложить удовольствие и том, как это связано с вероятностью успеха ребёнка в будущем.

Статья Walter Mischel and Yuichi Shoda, Columbia University в Journal of Personality and Social Psychology Copyright 1988 by the American Psychological Association, Inc., 1988, Vol. 54, No. 4,687-696

Родился в Вене 22 февраля 1930 года. Он и его старший брат Теодор, впоследствии занимавшийся философией науки, росли в богатой семье, их дом стоял невдалеке от дома Фрейда. Спокойствие детства было разрушено в 1938 году нацистским вторжением. В том же году семья Мишела покинула Австрию и переселилась в Соединенные Штаты. Поездив некоторое время по стране, они в 1940 году обосновались в Бруклине, где Уолтер окончил начальную и среднюю школу. Прежде чем ему удалось получить стипендию для обучения в колледже, его отец неожиданно тяжело заболел, и Уолтеру пришлось добывать деньги различными случайными заработками. Тем не менее ему удалось поступить в Нью-Йоркский университет, где он заинтересовался искусством (живописью и скульптурой) и делил свое время между искусством и психологией.
Окончив Университет, Мишел поступил в магистратуру Городского колледжа Нью-Йорка (City College of New-York) по специальности «клиническая психология». Готовясь к получению степени магистра, он в то же время служил социальным работником в трущобах Нижнего Ист-Сайда, и эта работа вызвала в нем сомнения в применимости психоаналитической теории и понимание необходимости привлечения эмпирических свидетельств для оценки любых утверждений психологии.
С 1953 по 1956 год Мишел продолжил свое обучение в аспирантуре Государственного университета в Огайо. В то время психологический факультет университета в Огайо неформально разделился на две группы, поддерживающие двух наиболее влиятельных профессоров - Джулиана Роттера и Джорджа Келли. В отличие от многих студентов и аспирантов, Мишел одинаково увлекался и Роттером и Келли и учился у обоих. Вследствие этого в когнитивно-социальной теории Мишела проявилось влияние как теории социального научения Роттера, так и когнитивной теории личных конструктов Келли.
Получив докторскую степень в Огайо, Мишел некоторое время занимался кросскультурными исследованиями. С 1956 по 1958 год он провел много времени на Карибских островах, изучая религиозные культы, практикующие техники овладения духом, а также занимаясь исследованием отсрочки удовлетворения (delay of gratification) в условиях взаимодействия различных культур. Там он утвердился в намерении узнать больше о том, почему люди предпочитают будущие, но высоко ценимые ими вознаграждения немедленным, но менее ценным. Большинство из его позднейших исследований так или иначе касались этой темы.
Затем Мишел два года преподавал в университете штата Колорадо, а потом перешел на факультет общественных отношений Гарварда, где его интерес к теориям личности и диагностике усилился благодаря дискуссиям с Гордоном Оллпортом (Hordon Allport), Генри Мюррэем (Henry Murray), Дэвидом Мак-Клеландом (David McCleland) и другими учеными, работавшими там. В 1962 году Мишел переехал в Стэнфорд, где начал работать вместе с Альбертом Бандурой. После двадцати лет жизни в Стэнфорде Мишел вернулся в Нью-Йорк и стал преподавать в Колумбийском университете.
Преподавая в Гарварде, Мишел познакомился с Гарриет Нерлав, аспиранткой отделения когнитивной психологии, и женился на ней. У них родились три дочери, и, хотя этот брак и закончился разводом, он все же внес свой вклад и в психологию: Мишелы совместно выпустили несколько научных трудов (Н. N. Mischel & W. Mischel, 1973; W. Mischel & H. N. Mischel, 1976, 1983). Наиболее значительная ранняя работа Мишела - «Личность и диагностика» (Personalityand Assessment, 1968), которая появилась как продолжение его исследований по выявлению людей, способных стать успешными волонтерами Корпуса Мира. Работая консультантом в Корпусе Мира, он видел, что люди способны сами предсказывать свое поведение не менее успешно, чем стандартизированные тесты. В книге «Личность и Диагностика» Мишел доказывал, что черты личности плохо годятся для предсказания действий человека в различных ситуациях и что собственно ситуация больше влияет на поведение, чем характерные черты. Некоторые считали, что Мишел пытался ниспровергнуть концепцию стабильных личностных черт и даже отрицать существование личности. Позже Мишел (1979) отвечал своим критикам, что он отвергает не черты личности как таковые, а обобщенные черты, которые противоречат существованию индивидуальности и уникальности каждого человека.
Наиболее известная книга Мишела «Введение в теорию личности» (Introductionto Personality, 1971) переиздавалась в 1976, 1981, 1986 и 1993 годах. За свои научные работы Мишел получил несколько наград, в том числе премию «Выдающемуся ученому» от клинического подразделения Американской психологической ассоциации (АПА) в 1978 году и награду АПА «За выдающийся вклад в науку» в 1982 году.

Впервые проведенный психологом Уолтером Мишелем в конце 1960-х, стэнфордский «зефирный тест» стал краеугольном камнем психологии развития. Дети из стэнфордского детского сада Bing в возрасте от четырех до шести лет были помещены в комнату, в которой были только стол и стул. На стол клалось одно лакомство по выбору ребенка. (Кроме зефира учеными предлагались печеньки Oreo и соленые палочки). Каждому участнику было сказано, что, если он сможет выдержать 15 минут, не съев лакомство, он получит еще одно. Затем его оставляли одного в комнате наедине с лакомством.

Последующие исследования этих людей во взрослом возрасте показали связь между способностью ждать столько, сколько необходимо для получения второго лакомства, и разными формами жизненного успеха, например более высокими результатами выпускных экзаменов. А проведенная профессором Корнелльского университета Б. Кейси в 2011 году функциональная МРТ головного мозга 59 участников эксперимента (которым сейчас за сорок) показала более высокую активность префронтальной коры у тех участников, которые откладывали удовольствие ради большей награды в будущем. Это открытие кажется мне особенно выжным, поскольку исследования последних двух десятилетий демонстрируют, что префронтальная кора играет критическую роль в сфере внимания и управления эмоциями.

Каждый из нас встречается с той или иной разновидностью «зефирного теста» каждую минуту своей жизни. Нас искушают не сладкие лакомства, а окна браузера, телефоны, планшетники и (в скором времени) умные часы — все те устройства, которые соединяют нас со всемирной системой доставки информации, которая действует на нас так же, как зефир на детей.

Нас соблазняют сладости — и формируются вредные пищевые привычки. Сегодняшние агропром и глобальная торговля, нацеленные на сиюминутное удовлетворение нашей потребности в пище, радикально отличаются от той среды, в которой человечество как вид развивалось на протяжении тысячелетий. Первые люди жили в мире, где калорий постоянно не хватало, и такая штука, как сладкий фрукт, была редкой и драгоценной. По отношению к этим лакомствам в мозгу развился ответный механизм, отражающий их значим ость (прилив интереса и возбуждения, чувство вознагражденных усилий и удовлетворения), который для нас очень приятен. И хотя мы преобразовали окружающий мир, радикального сократив физические усилия, затрачиваемые на получение заветных калорий, мозг у нас остался такой же, каким был тысячи лет назад, когда наши предки жили а пещерах. Это несоответствие и вызывает мучения, которые многие из нас испытывают, пытаясь устоять против искушения съесть что-нибудь вредное.

Тест маршмеллоу, который в переводе на русский называется “зефирный” или “мармеладный” тест представляет собой небольшой эксперимент, который можно провести с любым ребенком (или даже с собой:). Он может показать, насколько хорошо ребенок умеет откладывать удовольствие, задействовать силу воли, чтобы чуть позже получить не одну сладость, а две. Первый такой эксперимент был проведен профессором по психологии Уолтером Мишелем в шестидесятых годах с детьми четырех лет. Через 14 лет оказалось, что дети, сумевшие воздержаться от первой порции сладкого, были более успешными в школе, увереными в себе, имели более высокие показатели IQ, концентрации и надежности. Этот тест стал одним из доказательств того, что далеко не только показатели интеллекта человека влияют на его будущую успешность, а и такие качества как умение не набрасываться на мармелад желаемое. Является ли это силой воли или только отдельным ее аспектом — это отдельный вопрос, но терпение и характер проявить детям родителям однозначно придется. Я решила провести такой тест со своими детьми и по его итогам принять меры.

Так, детишки, — я решаю провести эксперимент прямо с утра, пока не устали и настроение хорошее. — Сегодня у мамы для вас интересное задание…
Дети с интересом смотрят на меня, улыбаются — они любят, когда мама устраивает для них какие-нибудь задания, да еще с призами. Я достаю из шкафа коробку „Toffifee“, одну половину которой мы съели вчера. Дети меня очень просили дать им еще, но я твердо сказала, что можно будет только завтра, поэтому сомнений в том, что я правильно выбрала предмет для эксперимента у меня не было.

У Саши с Даниелем при виде маленьких волшебных конфеток глазки горят. Даниель приветствует призы фразой: “Мама, ты самая лучшая на свете”. Саша кивает в поддержку и тянет ручки. Я невозмутимо кладу по одной конфете перед ними на стол. Они тут же готовы отправить их в рот, забыв обо всех конкурсах и призах, приходится остудить их пыл.
- Стоп, — говорю я. — Вы можете съесть по одной конфете прямо сейчас, но если вы подождёте 15 минут, — я показываю на минутную стрелку, где она должна оказаться, — то получите по две.
Дети хмурятся. Такая игра им явно не нравится. По глазам их вижу, что рейтинг мамы с “самой лучшей на свете” со скоростью движения на американских горках спускается с самой высокой точки до самой нижней. Показываю другие две конфетки, чтобы подзадорить их. Сама волнуюсь – всё-таки немного страшно заранее узнавать судьбу своих детей. Саша и Даниель к моей радости продолжают хмуриться, размышляя, но конфеты есть не спешат.
- Условия понятны? — спрашиваю я. — Хотите подождать, чтобы получить две конфеты, или хотите съесть одну сразу же?
- Я подожду, — отвечает Даниель, немного поразмыслив.
В его случае я почти не сомневалась — Даниэль, несмотря на то, что ему только исполнилось пять, всегда чувствует выгоду, и ее не упустит.
- А ты, Саша?
Саша смотрит на конфету, облизывается, подносит ее ко рту, потом смотрит на Даниеля.
- Я тоже подожду, — говорит он.
Я с облегчением вздыхаю и с интересом наблюдаю за детьми. Ожидание дается им нелегко. Даниель поглядывает на часы, Саша берет в руки конфету, подносит ко рту, облизывает, но тут же кладет обратно.
- Я всего лишь облизал, я не съел, — деловито поясняет он мне.
Даниель к конфете не притрагивается, но и взгляда не отрывает.
- Лучшая стратегия ожидания – это заняться чем-нибудь другим, — говорю я. — Чем больше смотришь на часы тем медленнее идёт время.
Дети, следуя моему совету, начинают баловаться, играть друг с другом и время проходит незаметно.
- Мама, смотри! — кричит Даниель.
- Действительно, большая стрелка уже на пяти. Значит вы заслужили по второй конфетке, — я выкладываю на стол обещанное.
Даниель сразу тянется за ней, чтобы отправить в рот. По этому движению вижу, как ему хочется ее съесть (по Саше и так видно). В этот момент мне кажется, что я создала для них слишком легкие условия эксперимента: все-таки мы тут втроем сидим, можем общаться, поэтому я решаюсь на усложнение задачи.
- Подождите! – останавливаю я их на полпути от стола ко рту. — Вы можете получить третью конфетку, если подождёте ещё 15 минут.
- Мама, большая длиная стрелка будет на восьми? — спрашивает Даниель.
- Да, — отвечаю я удивленно – я и не знала, что младший сын уже освоил логику часов.
- Тогда я подожду, — спокойно отвечает он.
Саша тяжело вздыхает и с укором смотрит на Даниеля – вот ведь младший брат попался!
- Я тоже, — соглашается в итоге он.
Ожидание во второй раз – явно более утомительное, чем в первый. Дети не знают, чем себя занять. Саша берет конфеты в руки, снова облизывает. Даниель не притрагивается. Потом они играют, спрятавшись под стол и пытаясь достать конфеты из-под стола рукой, не глядя.
- Как вы думаете, зачем я это делаю? – спрашиваю я, когда они садятся на сиденья и тяжело вздыхают.
- Чтобы мы умели терпеть, — отвечает Саша.
- Да, чтобы были терпеливыми, но не только. Один профессор решил проверить, какую роль играет это качество в дальнейшей жизни — умение откладывать вознаграждение. И оказалось, что дети, которые умели терпеть, были потом более умными и успешными в жизни.
Дети слушают, но большого интереса к моим словам не проявляют. Взгляд их сосредоточен на конфетах. Кажется, сейчас они уже жалеют, что согласились на мои условия. Лучше было согласиться на две конфеты, чем терпеть такое. Но они терпят и тем самым укрепляют во мне мысль о том, что с будущим у моих детей все будет в порядке, во всяком случае с откладыванием удовольствия.
Ровно через 15 минут дети получают по три заслуженных Toffifee. Я наблюдаю, с какой скоростью они их съедят.
Даниель задумчиво смотрит на кучку сладостей. Саша смотрит на Даниеля.
- Ладно мама, — говорит Даниель, вздыхая, — давай четвертую. Я еще подожду.
Саша, думаю, готов в этот момент дать брату в глаз, а то и сразу в два. Четвертая конфета Саше вовсе не нужна, он бы сейчас эти три все разом в рот положил и проглотил, не разжевывая, но неужели он младшему брату уступит?!
- Нет, Даниель, — отвечаю я твердо, — все время откладывать удовольствие тоже неправильно. Нужно и жизнью наслаждаться. Ешьте конфеты.
Дети медленно отправляют конфеты одну за другой в рот, кажется, не веря собственному счастью.
- Мама, — восклицает Саша, — они такие вкусные! Никогда таких вкусных не ел!
- Да, — я улыбаюсь. — Когда долго чего-то ждешь, то результат еще вкуснее получается.
Удовлетворенная результатами эксперимента, решаю в этот раз ничего не делать. Думаю, что в аспекте воспитания силы воли у нас все хорошо. Это не значит, что мои дети с легкостью делают то, что им не нравится. Нет, здесь они тоже ноют и говорят: “Почему все время я должен убирать игрушки…”, “которые я сам разбросал”, — добавляю я, но я считаю, что было бы странно, если бы они делали с улыбкой на лице то, что им не хочется делать. Пусть морщатся, ворчат, но делают. Стараюсь их не перегружать, потому что правильная мотивация всегда дает больше, чем голая сила воли, но без нее в жизни тоже сложно, поэтому тренировать ее на таких маленьких эпизодах жизни как накрыть на стол, убрать игрушки, помочь принести покупки из машины и так далее – это очень полезно и необходимо для будущей жизни.

Ученые из Стэнфордского yниверситета (Stanford University), Великобритания, подвели итоги эксперимента с зефиром, задуманного психологом Уолтером Мишелем (Walter Mischel) и проведенного почти 40 лет назад. Об этом сообщает LiveScience .

Более 600 детей приняли тогда участие в эксперименте. Суть его заключалась в том, что 4-летнему ребенку предлагали зефир и выбор: съесть его сразу или подождать немного и получить две штуки. «Иногда экспериментаторы даже не успевали договорить, а дети уже ели зефир, — говорит нейрофизиолог БиДжей Кейси (BJ Casey), который принимал участие в последующих исследованиях на эту тему. - Другие же 4-летние дети могли ждать, отвернувшись или придумывая себе воображаемых друзей, чтобы отвлечься».

Как показало дальнейшее наблюдение за группой, дети, которые поддались искушению съесть сладость сразу, часто имели более низкие оценки в школе, более высокий индекс массы тела и немного повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами в дальнейшем.

Теперь, с появлением новых методов изучения мозговой деятельности, исследователи решили продолжить изучение силы воли у людей из экспериментальной группы. Но для начала им надо было установить, что различия между людьми, евшими зефир, все еще присутствуют. Так как участникам эксперимента сейчас чуть больше 40 лет, зефир и печенье для них уже не так привлекательны, как для 4-леток. Ученым пришлось разработать новый тест импульсного управления.

В новом исследовании приняли участие 60 добровольцев из экспериментальной группы, показавшие тогда экстремальные значения: либо всё было съедено очень быстро, либо они смогли полностью выдержать испытание. Ученые показывали добровольцам картинки с счастливыми или страшными выражениями лиц, а добровольцам предлагалось нажать кнопку, когда они видели определенных людей, и не нажимать при виде других людей.

Счастливые лица и стали вторым зефиром. Люди предпочитали счастливые выражения лиц другим и нажимали на кнопки, даже когда были не должны этого делать. Таким образом, психологи сделали вывод, что людям, у которых были проблемы с тем, чтобы держать себя в руках 40 лет назад, до сих пор трудно отказать себе в удовольствии.

С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) исследователи выяснили, что процессы обработки информации о вознаграждении происходят в полосатом теле головного мозга. Такие исследования помогут открыть новые способы работы над самоконтролем, помочь в борьбе с ожирением и различными зависимостями.

Как ранее сообщал «Вокруг света» , одно из исследований показало ранее, что зависимость является первичным расстройством, а не появляется в результате эмоциональных или психиатрических проблем.

Стэнфордские зефирные эксперименты или маршмеллоу-тесты — серия экспериментов, направленная на исследование отложенного вознаграждения у детей.
Автор эксперимента: американский психолог Уолтер Мишел, специалист в области социальной психологии и психологии личности.
Участники: дети дошкольного возраста.

Уолтер Мишел — американский психолог,
специалист в области социальной психологии и психологии личности.


В конце 1960-х годов американский психолог Уолтер Мишел провел эксперимент, в котором детям предлагалось сделать непростой выбор. Воспитанника стэнфорского детсада садили за стол, а перед ним клали аппетитный маршмеллоу (печенье, мятный леденец или крендель).

После заметки в газете «Нью-Йорк Таймс», СМИ окрестили эксперимент «маршмеллоу-тестом». Название прижилось, несмотря на то, маршмеллоу не всегда использовался в исследованиях Уолтера Мишела.

Затем экспериментатор сообщал, что ему нужно отлучиться, и обещал ребенку, что если тот не съест сладость до его возвращения, то получит еще одну порцию. После этого экспериментатор покидал комнату, оставляя ребенка наедине с непреодолимым желанием насладиться лакомством. Только представьте, как тяжело ребенку совладать с искушением!
Ситуация осложнялась тем, что в комнате не было игрушек, на которые можно было бы отвлечься в процессе ожидания. Только стул, стол и маршмеллоу.
В результате одни дети съедали лакомство сразу, а другие, спустя 15 минут, получила обещанную награду.

Человек, способный контролировать себя, способен контролировать свое будущее!

В маршмеллоу-тестах приняло участие около 600 детей. На протяжении несколько десятков лет группа ученых во главе с Уолтером Мишелом следила за их успехами и неудачами. Оказалось, дети, проявлявшие силу воли в детсаду, были успешнее тех, кто сразу съедал маршмеллоу. Они не только хорошо учились в школе и вузе, но среди них был низкий процент страдающих от ожирения, алкоголизма, наркомании и депрессии.
Следует также отметить, что результаты маршмеллоу-теста повышают шансы будущего успеха, но не гарантируют его.
Самоконтроль — это приобретаемая способность, а не врожденная.

Что помогало детсадовцам укрощать свои сиюминутные желания?

1. Переключение внимания.
Чтобы скоротать время, дети напевали песенки, придумывали стишки, корчили рожицы, ковырялись в носу, барабанили пальцами по столу, делая вид, что играют на фортепьяно. Некоторые закрывали глаза и пытались заснуть.

2. Физическое удаление.
Чтобы ослабить искушение, детсадовцы стремились удалить объект желания с поля зрения. Они отворачивались или отодвигали тарелку с маршмеллоу на край стола.
Дополнительные эксперименты также демонстрировали значимость удаления. Если исследователь клал вознаграждение на поднос перед ребенком, то тот в среднем ждал меньше минуты. Те же дети ждали на 10 минут дольше, если сладость была скрыта салфеткой.

3. Изменение представление об объекте.
Испытуемые ждали дольше, если экспериментатор просил думать о маршмеллоу как о чем-то несъедобном (кусочке ваты, облаке, пухе) или съедобном, но менее желанном.

Как развить силу воли у детей?

1. Поощряйте самостоятельность ребенка. Чрезмерный родительский контроль и гиперопека препятствуют развитию силы воли.

2. Доверие — залог успешного воспитания. Если родитель не выполняет обещаний, то ребенок не станет ждать второй маршмеллоу, понимая, что его обманут.

3. Научите ребенка сопротивляться соблазну.
В дополнение к маршмеллоу-тестам Мишел провел любопытный эксперимент под названием «Мистер Клоун-Бокс». В игровую комнату помещали клоуна, представлявшего собой деревянный ящик с мерцающими огоньками. В его руках находились отделения с вращающимися игрушками и лакомствами, а в голове располагался динамик, через который экспериментатор пытался отвлечь испытуемого.


Помощница ученого заводила ребенка в комнату и знакомила с имеющимися игрушками. Позже она сообщала, что ей нужно отлучиться, и просила выполнить скучное задание. К примеру, ребенку предлагалось вставлять штырьки в специальное наборное поле.
Если ребенок работал без перерыва, то ему разрешалось поиграть с клоуном и интересными игрушками. В противном случае его ждали поломанные куклы.
Помощница также предупреждала, что если клоун попросит поиграть с ним, то нужно ответить: «Я не могу. Я работаю ». Как только девушка выходила из комнаты, клоун начинал сверкать огоньками и пытаться заговорить с испытуемым.
Ребенок, знающий, как реагировать на слова клоуна, отвлекался на 5 секунд и успевал воткнуть 138 штырьков. Тот, кто не имел подобного плана действий, прерывался на 24 секунды и втыкал около 97 штырьков.

Как результаты маршмеллоу-теста могут повлиять на жизнь взрослого человека?

Механизмы, обеспечивающие самоконтроль, помогают регулировать негативные черты характера, бороться с вредными привычками, легче переносить стрессы.
В книге «Развитие силы воли» Уолтер Мишел приводит пример импульсивного пациента. Мужчина скандалил и швырял в жену едой, если та вместо того, чтобы внимательно его слушать, читала газету. Следуя рекомендациям Мишела, муж брал под контроль деструктивные эмоции, ведя про себя обратный отсчет (переключение внимание). Затем он использовал конструктивные модели поведения. К примеру, просил передать ему страничку с деловыми новостями.
Женщине, расставшейся с любимым человеком, ученый предлагал не погружаться в пучину негативных переживаний, а дистанцироваться, посмотреть на них под другим углом (изменение представления об объекте).
Желающим бросить курить и расстаться с лишними килограммами также будут полезны выводы маршмеллоу-теста.

Всегда ли нужно ждать?

Основная задача заключается в понимании того, когда нужно ждать второе маршмеллоу, а когда лучше насладиться одним. Слишком длительные отсрочки вознаграждений также плачевны, как и потакание каждому импульсивному желанию. Но если мы не научимся ждать, то у нас просто не будет выбора.

Полное описание маршмеллоу-теста можно найти в книге Уолтера Мишела «Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста» (пер. с англ. В. Кузина, 2015 г.).