Почему крестным нельзя жениться? Может ли кум жениться на куме? или О духовном родстве Отношения между кумовьями.

Может ли кум жениться на куме? О духовном родстве Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность Таинства Брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в загсе. Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу. Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой. Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют? Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с VI-го и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юститиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691-692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номокано?н – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные). «Правило 209. О духовнем сродстве. Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят. О друзем сродстве духовнем. Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения приемлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовныи святым крещением». Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почитать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменяются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года – Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html). Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относительно духовного родства исходят не от апостольских постановлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более позднего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница – крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась. Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он распространился уже в XIII веке. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»). «Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача – научить крестника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) – не имеет никакого значения. Крестные даются крещаемым не для числа и не для духовного сродничества, а для научения и помощи во спасение души. А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным. И напоследок Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники никого, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хороших православных семей. Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов – «духовное родство». Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи – дозволительны. Иерей Тимофей Куропатов, православный женский журнал «Славянка», март-апрель 2012 года

Крещение – это один из самых важных моментов в жизни каждого православного человека и родителям нужно ответственно подойти к этому моменту.
Существует масса примет и поверий относительно крещения, но первое на что однозначно стоит обратить внимание при выборе крестных для своего ребенка, так это то, кого церковь запрещает брать в кумовья:

Родителей
- людей другого вероисповедания
- сектантов
- гадалок
- монахов и монахинь
- крестный и крестная не должны между собой состоять в браке
- некрещенных и атеистов
- людей с умственными заболевания.

Главная обязанность крестного – принимать участие в воспитании крестника и помогать вырасти в православной вере. Крестными зачастую становятся близкие друзья родителей, а иногда и «выгодные» люди, но нужно думать в первую очередь не о себе, а о своем ребенке, сможет ли этот человек в дальнейшем навещать ваше чадо, принимать самое непосредственное участие в его воспитании и т.д. Поэтому выбирая крестных, нужно максимально ответственно подойти к их выбору.

В народе также говорят, что нельзя брать в крестные незамужнюю девушку или женщину, ровно как и неженатого парня, мужчину, иначе они отберут счастье у вашего ребенка. Также говорят, что беременная не может быть крестной, хотя логически это никак не объясняется. Не может быть крестной или крестным те, кто потерял своего ребенка. Не становятся кумой своей сестры или подруги, если она у вас уже крестила вашего ребенка, это именуется как «перекрест». Кроме того, бытует мнение, что крестными вообще не могут быть родная сестра или брат. Церковь не приемлет все народные приметы, поэтому верить или нет – это субъективное мнение каждого.

Крестить ребенка лучше на сороковой день от рождения. Это время считается оптимальным, потому что мама полностью восстановится после родов и ей будет разрешено находиться в церкви. Крестить детей в пост можно, но в этом случае меню праздничного стола, а это событие отмечали всегда, должно быть постным. Крестный должен купить нательный крестик для малыша, а крестная – белое покрывальце, на котором будут держать ребенка. Также есть важное правило – крестные должны принести в дом ребенка хлеб, это может быть каравай, булка, печенье и т.д. Церковь запрещает повторно крестить детей. И, кстати говоря, у ребенка может быть только один крестный, если уж так сложилось, что второго подобрать не удалось или кто-то из будущих кумовей по каким-либо причинам не смог присутствовать на крещении.

Несмотря на то что множество традиций, пришедших к нам из глубины веков, уже забыто, на сегодняшний день большинство детей на территории стран бывшего СССР крестят. При этом принято выбирать крёстных отца и мать. От правильного выбора кума и кумы зависит, будет у малыша в будущем два дополнительных близких ему человека или нет.

Кумовья - это, по сути, родные люди

Перед крестинами родители малыша обычно достаточно долго задумываются над тем, кто именно будет крёстным для ребёнка. Кумовья - это именно крёстные родители. Причем данная степень родства устанавливается не только между кровными и крёстными родителями, но также и между самими новоиспечёнными папой и мамой.

Кумовья - это не кровные родственники, скорее - духовные. Именно по данной причине подобные отношения не регистрируются в официальных документах и актах.

Откуда взялось кумовство?

Данное явление уходит своими корнями в историю раннего христианства. Изначально крестить ребёнка мог даже сам кровный родитель. В дальнейшем подход к крестинам и устанавливаемым в результате данного таинства духовным связям несколько изменился.

На территорию восточных славян кумовство пришло из Византии вместе с самим христианством. Следует считать, что только в X-XII веках на территории современной России и прочих стран СНГ появились первые кумовья. Это связано с тем, что ранее христианство на Руси было явлением единичным и встречало серьёзное сопротивление со стороны народных масс.

Как становятся кумовьями?

Для этого необходимо крестить ребёнка. В результате данного события устанавливаются духовные связи кума и кумы между собой, а также их родство с ребенком и его родителями. При этом крещеному они становятся вторыми родителями и называются крёстными.

Что должны сделать кум и кума в церкви?

Ранее было принято, что таинство крещения не должен видеть никто посторонний. Даже родных папу и маму не допускали к данной процедуре. В храме находились только батюшка, прочие служители церкви, малыш, а также будущие крёстные папа и мама. В настоящее время чаще всего священнослужители идут навстречу родным ребёнка и допускают на обряд всех приглашённых.

Во время проведения таинства крёстные родители поочерёдно держат ребёнка на руках. Принято, что они перед крещением должны приобрести для малыша крестик и праздничную одежду. Иногда все траты на себя берут кровные родители ребёнка.

После окончания таинства обычно устраивают застолье. Кум и кума, а также их новоиспеченный подопечный - главные виновники торжества. Они чаще прочих участвуют в конкурсах, а также собирают деньги для родителей ребёнка. Одной из наиболее распространенных традиций является битьё горшка с кашей. Для того чтобы каша не рассыпалась, а глиняные осколки не разлетелись в стороны, горшок заворачивается в платок или простынку. В дальнейшем кум и кума раскладывают по тарелкам кашу и дают каждому по кусочку горшка на счастье. При этом все должны дать какую-то сумму за угощение. Самые крупные куски горшка и особенно большие ложки каши получают те, кто оказался наиболее щедрым.

Обязанности крёстных

Ранее все, кого выбирали кумовьями, достаточно серьёзно относились к выполнению своих обязанностей. Дело в том, что в случае если ребёнок лишался кровных родителей и прочих близких родственников, то именно крестные брали на себя его воспитание. В настоящее время сироты уже в достаточной степени защищены со стороны государства, поэтому столь серьёзной необходимости в таком опекунстве нет.

Мы говорили, что, по сути, родными становятся кумовья. Как родство это не закреплено ни в каких документах и актах, однако не стоит считать назначение на такую высокую "должность" формальным. Дело в том, что право стать крёстными имеют только те люди, которые сами в своё время прошли это же таинство. В итоге они берут на себя определённые духовные обязанности, которые многие считают гораздо более важными, чем даже юридические.

Чаще всего сейчас обязанности крёстных сводятся к периодическим посещениям ребёнка и своих кумовьёв. При этом малышу обычно дарят подарки.

Как выбрать крёстных родителей правильно?

В настоящее время при решении вопроса о том, кого брать в кумовья, чаще всего выбор падает на лучших друзей матери и отца ребёнка. На самом деле подобный подход является не совсем верным. Дело в том, что далеко не каждый друг, пусть и лучший на данный момент, сможет с достоинством выполнять те задачи, которые на него будут возложены. Поэтому, прежде чем сделать выбор, необходимо хорошо поразмыслить. Кроме того, достаточно важно, чтобы у крёстных родителей была физическая возможность хотя бы один раз в 2-3 месяца посещать ребёнка. В противном случае сложно будет говорить о какой бы то ни было связи между ними и их подопечным.

Большую роль в процессе воспитания девочки играет кум. Кто такой кум в данном случае? Крестный для малышки - второй отец. Именно на примере этих двух мужчин, если, конечно, крёстный принимает достаточное участие в воспитании девочки, она и будет узнавать, как должны вести себя молодые люди по отношению к ней. В итоге, если крёстный и кровный отцы подают пример не очень хороший, велика вероятность, что и будущий муж у неё будет грешить теми же недостатками.

Что касается кумы, то она должна стать для своих крёстных детей настоящей второй матерью. Если она не станет посещать своих подопечных с первых месяцев и лет их жизни, то в дальнейшем те не будут воспринимать её в качестве родственницы. Её задачей является помощь кровной матери детей в их воспитании. При этом для многих тесные отношения со своими крестниками становятся первым опытом общения с детьми. В данном случае новоиспечённая кума будет набираться знаний, которые помогут ей в воспитании её собственных детей.

Отношения между кумовьями

Многие терзаются вопросом о том, можно ли вступать в брак людям, крестившим одного и того же ребёнка. С юридической стороной вопроса никаких сложностей, естественно, не возникает. Кумовство не является кровным родством, поэтому не может выступать в качестве препятствия.

Что касается духовного родства, то оно на документы не влияет. Трудности могут возникнуть при желании двух крёстных венчаться. Многие священнослужители считают, что между кумовьями уже имеются духовные отношения и их нельзя разрушить под напором плотских желаний. На самом деле никаких запретов на венчание между крёстными одного и того же ребёнка не существует. Так что отказывать в проведении данного таинства у священнослужителей нет оснований. Естественно, не стоит настаивать на проведении венчания, если батюшка считает его невозможным. Здесь один выход - искать другого батюшку.

Отсутствие препятствий обосновано тем, что ранее, к примеру, вообще нужен был всего один взрослый для крещения ребёнка. Он должен был быть того же пола, что и малыш. Одной из главных обязанностей, которые ему вверялись, являлось обучение ребёнка христианским ценностям. К примеру, если крестили мальчика, то нужен был только кум. Кто такой кум в данной ситуации? Восприемник. А ребёнка называли воспринимаемым.

Стоит отметить, что некоторые ограничения по браку таинство крещения всё-таки накладывает. К примеру, крёстные родители не должны вступать в брак с кровными родителями ребёнка. Помимо этого, запрещён брак между крёстными и их крестниками. Никаких других ограничений, согласно канонической литературе, не существует.

Наверное, нет такого жителя СНГ, который бы не знал о том, кто такие кума и кум. Но всегда ли эти слова трактуются правильно? Давайте разбираться!

Научное определение слова «кум»

Кумовьями, как правило, именуют крестных родителей ребенка, то есть тех, кто держал его над купелью во время совершения Таинства и приносил обеты. Эти люди в процессе процедуры Крещения отрекаются от Сатаны и принимают на себя ответственность за младенца, которого держат на руках. Причем не только (и не столько) в материальном плане, сколько в духовном. Их еще называют воспреемниками.

Крестные родители должны понимать, что они должны научить малыша тому, как правильно жить, помочь ему не допустить ошибок. Поэтому, отвечая на вопрос о том, кто такие кума и кум, необходимо понимать, что это не просто люди, которые присутствовали в церкви в момент Крещения. Это, по сути, вторые родители малыша. Ответственность здесь очень велика! Крестные родители должны подавать малышу пример, поддерживать его. К слову, кумовьями зовут друг друга и жены/мужья крестных родителей, хотя, по факту, таковыми не являются.

Кто такие кума и кум родителям крестника?

Они становятся духовными родственниками физическим родителям ребенка. Собственно, эти люди становятся членами семей друг друга, наравне с кровными родственниками. Поэтому не стоит приглашать быть крестными родителями пустых и праздных людей. Или, того хуже, откровенных бездельников и асоциальных элементов общества.

Лучше пусть крестный родитель будет один, чем приглашать на эту «должность» кого угодно, просто потому, что принято иметь крестного отца и мать. Кстати, церковь на этом вовсе не настаивает! Воспреемник может быть один.

Какие отношения должны связывать крестных родителей?

В народе можно часто услышать фразу о том, что стоящая кума должна, так сказать, побывать под кумом. Так намекают на половую связь между кумовьями. На самом деле, это явление не приветствуется церковью. Существуют церковные акты, которые запрещают браки (и сожительство!) крестных родителей с крестником, а также крестных и физических родителей ребенка. Муж и жена не могут крестить одного ребенка! По мнению церковных служителей, такие отношения приравниваются к инцесту.

Ну, а в остальном отношения должны быть теплыми, дружескими и родственными. То есть с днем рождения кума просто обязана поздравить своего кума, как и он ее! Можно шутить, развлекаться, веселиться! Быть крестными - не тяжкая обязанность. Ведь они должны научить малыша радоваться, любить и дружить! А как еще это сделать, как не личным примером?

Так что если вас зовут стать крестным или крестной, начинайте заучивать тосты и поздравления, адресованные новому родственнику и начинающиеся с фразы «С днем рождения, кум!» (прикольные поздравления приветствуются, только без пошлости!). Допустим, например, такой текст: «Кум! Желаю тебе быть таким же здоровым и красивым, какой ты сейчас, еще 100 лет! А потом стать еще лучше!» Или такой вариант: «Милая кума! Мы знаем твою любовь к шоппингу, ты могла бы скупить ГУМ, но он не поместится у тебя дома, а мы любим твою семью и тебя, поэтому дарим всего лишь сертификат на 1000 рублей! Купишь себе что-то небольшое, но красивое или полезное!»

Успехов в важном деле воспитания крестников! Так как теперь вы знаете, кто такие кума и кум, запасайтесь силами, терпением и знаниями!

Итак, более 15 лет назад родственники пригласили меня и моего супруга стать крестными их ребенка. Дело было в «лихие 90-е», когда, как поговаривали, было модно венчаться, креститься. Но для нас это было не данью моде, а чувствами и обязанностями православных людей. Ребеночка мы окрестили. Я лично горда была носить звание Крестной матери, тем более что своих детей у меня еще не было. Но как-то, уже после состоявшегося Таинства, периодически стали возникать разговоры о том, что супруги, тем более венчаные (а мы венчаные) не могут быть крестными родителями одного малыша, якобы грех это сильнейший. Вот с тех пор и засел этот вопрос у меня в голове: можно или нет? Тем более что батюшка в церкви ничего не сказал нам по этому поводу. А тут еще в семье проблемы серьезные периодически возникали. Зато «червячок» в голове ел мозг: «Грешна ты, матушка! Нельзя тебе с супругом-то быть!» Так и жила я до недавнего времени. Но видимо, мысли мои были настолько сильны, что ответ все же пришел. Пришел в виде статьи в православном женском журнале «Славянка». Журнал попал ко мне случайно, но помог очень! Замечательная статья, где расписано все по полочкам. Рекомендую ознакомиться! Теперь я точно знаю, что с супругом у нас все в порядке! А вот и сама статья:

Может ли кум жениться на куме?
О духовном родстве

Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность Таинства Брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в загсе. Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.

Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.
Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?

Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с VI-го и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юститиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691-692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.

К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номокано?н – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные).

«Правило 209. О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения приемлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовныи святым крещением».

Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почитать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменяются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года – Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html).

Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относительно духовного родства исходят не от апостольских постановлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более позднего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.
Теперь хочется указать на положение дел относительно духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и указам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещенного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духовное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола – муж-восприемник; если женского – только восприемница».

Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен – идут против действующих постановлений Русской Православной Церкви.

Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?
В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница – крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он распространился уже в XIII веке. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).

Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача – научить крестника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) – не имеет никакого значения. Крестные даются крещаемым не для числа и не для духовного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.

А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок
Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники никого, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хороших православных семей.

Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов – «духовное родство».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи – дозволительны.

Иерей Тимофей Куропатов, православный женский журнал «Славянка», март-апрель 2012 года

До недавнего времени мучил меня один вопрос. Сидел он в голове достаточно долго - более 15 лет! И вот, о, счастье! Одной заботой стало меньше! Но, обо всем по порядку…

Итак, более 15 лет назад родственники пригласили меня и моего супруга стать крестными их ребенка. Дело было в«лихие 90-е», когда, как поговаривали, было модно венчаться, креститься. Но для нас это было не данью моде, а чувствами и обязанностями православных людей.Ребеночка мы окрестили. Я лично горда была носить звание Крестной матери, тем более что своих детей у меня еще не было. Но как-то, уже после состоявшегося Таинства, периодически стали возникать разговоры о том, что супруги, тем более венчаные (а мы венчаные) не могут быть крестными родителями одного малыша, якобы грех это сильнейший. Вот с тех пор и засел этот вопрос у меня в голове: можно или нет? Тем более что батюшка в церкви ничего не сказал нам по этому поводу. А тут еще в семье проблемы серьезные периодически возникали. Зато «червячок» в голове ел мозг: «Грешна ты, Матушка! Нельзятебе с супругом-то быть!» Так и жила я до недавнего времени. Но видимо, мысли мои были настолько сильны, что ответ все же пришел.Пришел в виде статьи в православном женском журнале «Славянка». Журнал попал ко мне случайно, но помог очень! Замечательная статья, где расписано все по полочкам. Рекомендую ознакомиться! Теперь я точно знаю, что с супругом у нас все в порядке!