Методика никитиных. Методика Никитиных: суть и отзывы Методика развития никитиных

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) - родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.

Биография

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, - учительница. Отец, А.Д.Литвинов, - военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году - Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. - библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне - 28. Их объединили общие интересы - педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 - Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 - Иван и самая младшая - Любовь.

Как всё это начиналось

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать - сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки - дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«Правы ли мы»?

У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года - Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения - выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем - с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет - пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

Главная задача воспитания - развитие способностей

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

Во-первых , это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих , это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию - накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

И дети учат нас

Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

И вот два тому примера:

Первый.

Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.

Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года, сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил - за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

Ошибки воспитания

Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали - всё остальное время они посвящали только детям.

2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад - Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно - они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания - никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу - и мама оставляла их дома.

7. Семья Никитиных жила как в аквариуме - в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди - гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы - начиная от доброжелательно - положительного и заканчивая агрессивно - обвинительным. А семья и дом - это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни - каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

Список литературы

В книгах Никитиных, как говориться, из первоисточников, Вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. Книги очень легко читаются - ведь они написаны живым родительским языком. Если Вам и не захочется последовать примеру супругов Никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. Никитин Б.П. Наши уроки. - Л., 1992.
2. Никитин Б.П. Первый год, первый день. - М.: Знание, 1994.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Ссылка
5. Никитина Л. А. Мама или детский сад.— М.: Просвещение, 1990.
6. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети.— М.: Молодая гвардия, 1979. Ссылка
7. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - Пермь, 1997.
8. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. Ссылка
9. Никитин Б. П. Детство без болезней. — С-Пб.: ИК «Комплект», 1996.
10. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. - М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
11. Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
12. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
13. Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.
14. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. - М.: Знание, 1998.

Интересен опыт раннего развития творческих способностей семьи Никитиных. Его можно назвать самым естественным и ненавязчивым. Правда, в современных условиях он становится довольно сложным для самих родителей. Практически все есть в продаже, заботливые взрослые стараются удовлетворить любые желания ребенка, исходя из принципа «мой ничем не хуже остальных» (а это всего лишь следование собственным амбициям). В итоге ребенок всегда и во всем готов положиться на маму с папой, даже не подозревая, что многое он может сделать сам. Другая сложность — требование современных школ: первоклассник уже должен уметь читать, считать и даже писать. Напуганные родители ставят себе задачу вырастить вундеркинда и потому нагружают малыша до отказа всевозможными знаниями, но делают это по своему усмотрению. Вундеркинд же — это, в первую очередь, творец, а творец любит делать все по собственному желанию. Так и для ребенка — важно иметь желание выполнять предлагаемое дело. Например, насильственные чтения или занятия арифметикой приведут в дальнейшем лишь к отторжению филологических и точных наук. Вряд ли из ребенка, которого из-под палки усаживали за книги, вырастет писатель. Как же решались подобные вопросы в семье Никитиных? Рассмотрим основные элементы их системы.

Елена Алексеевна и Борис Павлович выдвигают три главные составляющие умственного развития детей:

1) обстановка, располагающая к разнообразной деятельности;

2) большая самостоятельность детей в занятиях и играх;

3) искренняя заинтересованность родителей во всех детских делах.

Никитины не решались определять, какие способности и в какое время лучше развивать. Они просто создавали благоприятную атмосферу для развития тех или иных сторон интеллекта. Во многом эта атмосфера зависит от профессий и увлечений родителей. Если, к примеру, ребенок постоянно слышит, как музицирует его мама, или видит, как отрабатывает боксерские удары отец, то тяга к музыке и спорту будет просто закономерной. Этим и объясняется существование целых династий врачей, писателей, музыкантов, инженеров и т. д. Так, занимаясь дома любимым делом, вы можете быть уверены, что ребенок пойдет по вашим стопам (конечно, при условии, что проявленный у ребенка интерес будет всячески поддерживаться). Но для полноценного развития и выявления талантов лучше всего создать обстановку, в которой малыш сможет сам выбрать себе занятие. И не стоит пугаться того, что, будучи, например, переводчиком, вы не справитесь с организацией обстановки для развития математических способностей. Объяснить числа и решить с ребенком элементарные задачки сможет любой взрослый независимо от собственных умений.

Создавать благоприятную обстановку, по мнению Никитиных, нужно как можно раньше. Особенно это важно в период активного познания малышом окружающего его предметного мира. Наступление данного периода у каждого ребенка происходит в свое время, обычно это связано с началом самостоятельной ходьбы (в среднем от 8 месяцев до года). Ребенок может без чьей-либо помощи передвигаться по квартире, а значит, он будет видеть больше, а «больше» пробуждает интерес практически ко всему, что встретится малышу на пути. Поэтому не скупитесь на кубики с буквами, таблички с цифрами, различные конструкторы, спортивные снаряды и не жалейте места на стене для географических и физических карт. Помните, ребенку интересно все! Поэтому не делайте из азбуки, чисел, нотной грамоты и чертежей великой тайны, считая, что малыш еще не способен воспринимать подобные вещи. Никитины советуют называть все эти явления интеллектуального мира так же, как и прочие предметы: стол, стул, диван, дверь, окно и т. д. Следуя этому простому правилу, Никитины замечали, что многое дети развивались быстрее: в 3 года — старались читать, в 4 — разбирались в планах и чертежах, в 5 — решали простейшие уравнения и путешествовали по карте мира.

Стоит заметить, что подобный подход к развитию способностей влечет за собой формирование таких положительных качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины, сделав свою систему общественным достоянием, ни в коем случае не претендовали на то, что нашли способ выращивания вундеркиндов. Ведь вундеркинд — это исключение из правил. Они рассказывали о том, «как буквально каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым».

«Своевременное начало» — вот важнейшее условие, выдвигаемое Никитиными для развития заложенных в ребенке от рождения огромнейших возможностей. В 1969 году была опубликована работа «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей», в которой Борис Павлович ввел понятие НУВЭРСа. Эта интересная аббревиатура составлена из первых букв происходящего в человеческом мозгу процесса — необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. Не востребованные на раннем этапе возможности постепенно ослабевают, и развить их в дальнейшем будет сложно. Поэтому так необходимо позаботиться о создании условий, опережающих развитие. О каких же условиях идет речь? Во-первых, это пространство для творчества, или широкое поле деятельности. Вы, наверное, замечали, что малыши гораздо больше любят играть с вещами, которыми пользуются взрослые, нежели с мячиками, машинками и куклами. Так разрешите детям войти во взрослый мир предметов, обучая, конечно, правильному с ними обращению. Не стоит поощрять ломание и разбрасывание, хотя это и вовсе не произойдет, если вы при первом же знакомстве с вещью объясните ее предназначение и ценность. Никитины рекомендуют «идти навстречу любым намерениям детей что-то делать». Это позволит ребенку проявить себя творчески в той или иной области. Трехлетний Антон, рассматривая «Детскую энциклопедию», обратил внимание на таблицу Менделеева — и Никитины постарались создать обстановку, способствующую укреплению интереса малыша к химии. В дальнейшем младенческое увлечение привело возмужавшего Антона к поступлению на химфак МГУ.

Супруги Никитины настойчиво советуют не ограничивать ребенка исключительно детскими забавами, а предлагают следующие «игрушки». Настенные часы с большим циферблатом — установка ребенком любого времени с помощью шестеренки позволяет на пару лет опередить сверстников в освоении часов и единиц времени. Круглый шар под названием глобус и всевозможные карты развивают географические способности. А как интересно малышу, уже научившемуся читать, находить те или иные города, государства, реки, моря и океаны! Вы даже можете совершить со своим ребенком кругосветное путешествие, не выходя из дома. Другая «игрушка» — таблица сотен. Раньше ее нужно было изготавливать самому, а теперь, скорее всего, ее можно просто купить в магазине. Для начала следует рассмотреть с ребенком числа, затем начать называть их по порядку. Выучив порядок чисел, попробуйте считать предметы. Также можно поиграть в задачки: кто быстрее найдет число 15? 36? 78? По таблице сотен легко усвоить такое математическое действие, как сложение (находить суммы чисел по вертикали, горизонтали, диагонали). С азами геометрии можно познакомить детишек с помощью вырезанных из цветной бумаги фигур. Не бойтесь рассказать ребенку и названия составляющих фигуру линий: высота, медиана, радиус и т. д. Малыш рано начнет отличать угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности. Никитины считают, что даже знакомство с различными приборами (например, весами, секундомером или штангенциркулем и пр.), а также инструментами для работы с деревом и металлом не менее полезны для раннего развития.

Интересной находкой являются развивающие игры, разработанные Никитиными и названные своими создателями «ступеньки творчества». Сюда входят игры «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Внимание». В основе этих игр лежат два обучающих принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Главным условием игры является неподсказывание взрослого. Ребенок должен додуматься до всего сам. Если сегодня он справился, к примеру, с двумя заданиями, а третье оказалось для него пока не по силам, не огорчайтесь сами и успокойте ребенка. Предложите отложить игру до следующего раза и обязательно подарите ему надежду на то, что в конце концов ему удастся справиться с этой задачей. Таким образом, «ступеньки творчества» станут отличной пищей для детского ума, а развитие ребенка, достигающего всего самостоятельно, пойдет легче и успешнее.

Теперь поговорим о роли взрослого в ракурсе раннего развития творческих способностей. Рассказав подробно о создании благоприятной обстановки, а также о том, как и во что играть, мы не заострили внимания на собственном участии в этом процессе. Сами Никитины на вопрос о том, что же нужно для раннего развития ребенка, долгое время отвечали так:

«Главное — создать условия для разнообразных занятий и впустить туда ребенка, предоставив ему максимальную свободу деятельности. А там уж все пойдет само собой». На самом деле они просто не замечали огромнейшего своего участия в многочисленных делах малышей. Если вам захочется вдруг развить у малыша художественные способности и вы купите мольберт, всевозможные краски, кисти, развесите по всему дому репродукции известных мастеров, а сами будете при этом шить брюки или писать книгу, то малыш, как ни странно, скорее заинтересуется не живописью, а тем, чем занимаетесь вы. И это вполне объяснимо: делать что-либо одному довольно скучно. Поэтому не загромождайте квартиру мертвым грузом, а если все-таки желание видеть в будущем свое чадо художником настолько велико, то примите сами живое участие в занятиях живописью. Думаю, что нарисовать солнышко, маму, папу или плюшевого мишку не составит большого труда, а когда ребенок войдет во вкус происходящего, ваше участие будет требоваться все меньше, и постепенно ученик превзойдет учителя. Аналогично следует поступать и в развитии других способностей.

Важнейшим принципом своей воспитательной тактики Никитины избрали пробуждение интереса. Традиционные «кнут» и «пряник» отвергаются ими. Причем «пряник», на их взгляд, может привести лишь к формированию в ребенке соображений типа «А что я буду с этого иметь?». Не купля-продажа, а добровольный познавательный, созидательный и творческий процесс — вот, что утверждают в своей системе Елена Алексеевна и Борис Павлович. Лучшей наградой для детей, которыми в процессе познания руководил не страх, не расчет, а интерес, будет понимание того, что цель достигнута самостоятельно. В целях развития самостоятельности Никитины рекомендуют ставить перед воспитанником житейские задачи (возраст детей примерно от 3 лет). Например, гуляя по парку, объясняйте малышу, как не заблудиться и как поступить, если вдруг потеряешься; в магазине предложите ребенку оплатить покупку, дав ему деньги и одновременно с этим научите проверять сдачу; попросите перевести «невнимательного взрослого» через дорогу — подобные ситуации можно перечислять до бесконечности. Главное здесь, что ребенок САМ сообразил, сделал, поборол нерешительность и боязнь.

Противники воспитания, основанного в первую очередь на желаниях ребенка и свободе выбора, пророчили детям Никитиных трудности с соблюдением школьной дисциплины. Но страшные прогнозы не оправдались благодаря одному парадоксу, а именно трудностям быта. Сейчас практически не существует квартир и домов без элементарных удобств. Поэтому просить помочь детей принести воды или наколоть лучинок, как это делали Никитины, неактуально. Однако даже при наличии в доме стиральных машин, пылесосов и посудомоечных машин всегда можно найти полезное занятие даже для самого крошечного малыша. И здесь важен подход к делу. Никитины советуют не заставлять детей что-либо делать, а именно просить помочь! Например, так: «А что, если помочь маме вымыть посуду? Вот она обрадуется!» Трудно не согласиться, что работа для других приятнее, а при достижении результата ощущаешь еще и радость, и гордость от выполненного. Работа по дому — это тоже своего рода процесс развития способностей — развитие усердия и терпения, которые пригодятся любому человеку для преодоления трудностей.

Никитиным понадобилось 18 лет, чтобы до конца осмыслить ими же разработанную систему воспитания, которая была подсказана самой жизнью. Нам остается перенять только этот бесценный опыт. Хочу, правда, заметить одну важную деталь: выполнение рекомендаций, перечисленных выше, оправдает все ваши ожидания только в том случае, если ваше сердце исполнено искренней любовью к своим детям. Из побывавших в гостях у Никитиных одни говорили: «Счастливые у вас дети...», другие: «Счастливые вы родители...». А Никитины и не отказывались от того, что они счастливые. Только они хорошо понимали, что это счастье «не само по себе пришло, нет, не само...

Большинство игр, разработанных Никитиными («Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат») предполагают совместную игровую деятельность детей и взрослых. Один и тот же комплект можно предложить начинающему и опытному игроку, малышу и взрослому. В этих играх заложено много вариантов и уровней сложности, с их помощью развивается логическое и образное мышление, они дают малышу представление о свойствах геометрических тел, формируют пространственное воображение, учат складывать часть в целое.

Подробно обо всех играх Никитиных можно прочитать в их книгах, можно купить готовые никитинские комплекты, а то и смастерить необходимые атрибуты своими руками. Для малышей лучше выбрать несколько вариантов попроще и постепенно перейти к сложным. Методики Никитиных хороши тем, что каждый сам может придумать правила или условия для участия в игре.

Игра «Сложи квадрат»

Это одна из известных никитинских игр. Смысл ее довольно прост: нужно складывать различные квадраты из всевозможных геометрических фигур. Для этого нужно взять кусок цветного картона размером 8x8 см и вырезать из него квадрат. Квадрат нужно разрезать на несколько частей, например два треугольника. Малыш должен собрать из этих фрагментов треугольник. Квадрат из красного картона можно разрезать на два прямоугольника. Квадрат можно разрезать на прямоугольник и два маленьких квадрата; на два маленьких прямоугольника и один большой квадрат; на четыре маленьких треугольника и т. д. Несколько квадратов можно разрезать на 2 части, на 3, 4, 5.

Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти задачки за несколько мин., начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

В комплекте Никитиных целых 24 цветных квадрата и 85 фрагментов. Для того чтобы не запутаться во фрагментах, можно пронумеровать квадраты и на обратной стороне сделать едва заметную подпись — № квадрата. Если вы решили сделать полный комплект, то нужно подобрать разные оттенки квадратов, чтобы квадраты отличались по цвету (можно, например, раскрасить их красками, смешав оттенки). Чтобы малышу было удобнее играть, фрагменты каждого квадрата выложите в отдельный маленький пакет или конвертик с номером. Вначале нужно давать малышу один квадрат, затем можно смешивать детали из нескольких разноцветных квадратов. Фрагменты квадратов должны находиться в одной коробке.

Как играть в эту игру? Например, можно вначале предложить малышу рассортировать фрагменты по цвету и оттенкам Затем предложить назвать известные ему фигуры. Начинать игру нужно с квадратов, разрезанных на 2 части, это просто и доступно малышу. Игра начинается с того момента, как малыш получает конверт или пакетик с фрагментами, достать фрагменты — это уже задание для маленьких пальчиков. Выложить фрагменты картона вплотную друг к другу без зазоров — следующее задание. Собрать квадраты из двух, трех, четырех конвертов — следующее, более сложное задание. Малыш все должен делать сам. Убрать фрагменты в конверты — тоже задание для малыша. С каждым днем задачу можно усложнять, смешивая фрагменты, чтобы перед игрой ребенок вначале рассортировал их по цветам и оттенкам. Позже, когда малыш освоится, можно соревноваться на время, кто быстрее соберет квадраты (для этого понадобится сделать два одинаковых комплекта игры). Для детей более старшего возраста задания можно усложнить. У Никитиных подробно расписаны примеры заданий (использование нумерации чисел на квадратах, создание новых квадратов).

Можно придумать и другой вариант игры — складывать другие фигуры. Можно вырезать из цветного картона различные геометрические фигуры и из них составлять фигурки животных, различные предметы.

Игра «Сложи узор»

Смысл этой игры заключается в том, что ребенок из цветных кубиков выкладывает всевозможные узоры. Вначале дайте малышу картинки с шаблонами узоров, а затем предложите выдумывать свои узоры. У Никитиных в комплекте есть специальные кубики для этой игры, в них четыре грани имеют один цвет, а две грани — два разных цвета, чтобы получился треугольник. Если вы будете мастерить кубики сами, можете раскрасить грани, как пожелаете. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре разных цвета.

Для игры с самыми маленькими нужно начинать с одного квадрата. Покажите малышу — положите на рисунок кубик с гранью нужного цвета. Рядышком — еще один цветной квадрат, на который малыш должен поставить кубик сам. В следующий раз раздайте малышу два, три квадрата, попросите создать дорожку (например, желтые грани — дорожка из песка), только потом можно переходить к построению простых узоров, а затем к сложным.

Удобнее всего работать (складывать узоры) в самой коробке. Для этого подберите коробку подходящего размера, чтобы кубикам было в ней удобно. Никитины предлагают несколько серий узоров по сложности: А, Б, В, Г, Д.

Для малышей от года до 1,5 лет рекомендуется играть с серией А — это собирание узоров одноцветных и двухцветных граней. Самое простое задание для новичков — выложить кубики в коробку, открывающуюся с двух сторон. Малыш складывает кубики в коробку, образуется какой-нибудь узор или однотонная цветовая гамма, малыш закрывает коробку крышкой, переворачивает ее, снимает крышку и... видит кубики другого цвета или другой узор, который может быть совершенно простым, например рамочка из кубиков желтого цвета, а внутри — все кубики синего цвета. Самый простой вариант — выстроить разноцветную башню из таких кубиков (по шаблону или по собственному замыслу, на скорость или на самую большую башню). Во время игры можно повторить название цветов или выстроить башню-радугу. Заодно можно выучить известную присказку «Каждый охотник желает знать...».

Уникуб

Это тоже кубики с цветными гранями, из которых можно складывать разнообразные трехмерные фигуры и композиции. Такие кубики можно купить, а можно изготовить в домашних условиях. В комплекте должно быть 27 кубиков, чтобы можно было сложить большой куб размером 3x3x3. Возьмите любой набор детских кубиков и обклейте их цветной бумагой таким образом, чтобы внешние грани всех кубиков были одного цвета. Грани верхнего слоя (9 кубиков) оклейте другим цветом. Верхние грани следующего слоя должны быть другого цвета. Снимите этот слой, а его неокрашенные грани окрасьте во второй цвет, верхние грани третьего слоя оклейте в третий цвет. То же самое сделайте с вертикальными слоями, обклеив грани разными цветами. Вначале нужно отделить те грани у 9 кубиков, которые спереди, затем задние, потом боковые справа, затем слева. Таким образом получается 27 разных кубиков, граней у кубиков шесть, а цветов используется только три.

Как играть с такими кубиками? Например, смешать кубики и сложить, как было первоначально. Все зависит от фантазии ребенка и взрослого, вариантов игры может быть большое количество. Из таких кубиков можно сложить поезд, стены вагончиков и паровозик — разные, разные фигурки, узоры — все, что вам захочется. В книге Б. П. Никитина «Развивающие игры» предлагается целых 50 вариантов.

Игра «Обезьянка»

Малыши очень любят копировать взрослых и друг друга. Для этой игры нужно несколько человек. Малыши рассаживаются вокруг стола на стульчиках. Взрослый придумывает историю про обезьянку, которая копировала движения людей (можно взять историю, предложенную в книге Б. Никитиным, а можно придумать свою). Смысл в том, что малышам предлагается повторить все действия за взрослым (ведущим). Ведущий берет со стола, например, кирпичики (пластмассовые или деревянные брусочки) или кубики, поднимает их над головой, прячет под стол, складывает из них различные фигуры, снова убирает и т. д. Малыши с такими же предметами делают то же самое. Главное — не ошибиться при выполнении заданий. Кубики можно ставить на стол быстро, со стуком или беззвучно, одной рукой или двумя — все зависит от фантазии ведущего. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Точечки

Для этой игры нужно заготовить карточки из картона. На карточках рисуются точки (кружочки), как на косточках домино: одна, две, три — и так до десяти, на одной карточке — пусто. На втором комплекте карточек рисуются цифры от 0 до 10.

Никитины предлагают использовать три комплекта карточек с точками с разным фоном (красным, желтым, зеленым) и разным расположением точек. Вариантов такой игры может быть огромное количество. Самый простой — разложить карточки подряд от нуля до десяти. Дальше зависит от фантазии играющих. Например, разложить карточки по цветам. Для этого заранее нужно смешать все комплекты. Затем собрать и выложить их в столбики.

Если малыш уже умеет считать, можно попросить выстроить эти столбики по возрастающему количеству точек. Чтобы малышу было интереснее, можно придумать какую-нибудь сказочную историю, например, о мальчике, растерявшем свои веснушки, или божьей коровке, потерявшей свои пятнышки. Если малыш считать не умеет, то разложите вместе пустые карточки, карточки, на которых точек поменьше и на которых точек побольше, где больше всего (отработка понятий «меньше», «больше»). Если малыш только осваивает счет, раскладывайте карточки с одной, двумя, тремя точками. Можно играть в игру, кто быстрее найдет карточки без точек, с одной, двумя точками. Можно для малышей, умеющих считать и знающих изображение цифр, раскладывать карточки с цифрами, а под ними — карточки с точками. Можно складывать вместе карточки разных цветов с одной, двумя, тремя точками и считать, сколько получилось. Можно рядом выкладывать карточку с цифрой ответа. Можно, разложив карточки по рядам, задавать вопрос, что общего в карточках (в чем различие). Например, рисунок, количество точек, размер карточек, материал, из которого они сделаны, порядок расположения точек...

Внимание

Эта игра позволяет развивать внимание и память. Правила игры очень простые: малышу показывают фигуру, какой-нибудь символ, нарисованные на плотной бумаге. Рисунок демонстрируется несколько секунд, затем его убирают. Малыш должен зарисовать эту фигуру как можно ближе к оригиналу. Рисовать лучше всего на бумаге в клетку простым мягким карандашом. Заранее нужно договориться, какого размера будет рисунок (например, в три клетки), как будут расположены все нарисованные фигуры (на одной линейке в строчку или сверху вниз по вертикали). Картинку нужно показывать не больше 3 с.. После того как малыш ее нарисовал, покажите следующую карточку. За одну игру не нужно демонстрировать больше шести карточек. В книге у Никитиных представлены всевозможные рисунки-задания для этой игры, но вы можете придумать свои варианты. В эту игру можно играть сразу с несколькими малышами, устроить оценивание, о его правилах нужно договориться заранее.

Игры с рамками Монтессори

Что такое рамки Монтессори, мы говорили выше, семья Никитиных использовала их при занятиях со своими детьми. Правда, в те времена такие рамки приходилось изготавливать собственными руками, сейчас же родители могут приобрести их в магазине.

Самое простое и любимое занятие малышей — подбирать соответствующий рамке вкладыш и вставлять его. Единственный совет Никитиных — малышам до 2 лет нужно давать по 4—5 рамок с вкладышами (имеется в виду одна фигура — одна рамка). Педагоги советуют придумывать сказочные истории, называть вкладыши чем-нибудь интересным (например, окошко и ставни в домике феи). Малыши могут соревноваться, кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки. Опять же должна существовать какая-нибудь история. Например, вот-вот пойдет дождь, и нужно скорее найти все ставенки в теремке. Можно обводить контуры рамки и вкладышей. Никитины предлагали начинать с обводки контура самой рамки. Это для малышей выполнить проще, чем обвести контуры вкладыша. Начинать лучше с таких фигур, как круг или эллипс. Самое трудное задание для малыша — обвести контур звездочки. Затем можно предложить малышу раскрасить полученную фигуру цветным карандашом. Можно усложнить это задание — сделать фигуру с двойным контуром. Вначале нужно показать ребенку, что от него требуется: нарисуйте синий круг, а внутри вкладыша — поменьше и другого цвета.

Кирпичики

Еще одна игра, предложенная Никитиными — кирпичики. С ее помощью малыши учатся работать по чертежам, читать их, у них развивается пространственное мышление. Для этой игры нужно изготовить 8 деревянных (подобрать похожие, одинаковые) или пластмассовых брусочков. Ребенку дается чертеж, по которому он должен построить модель. В дальнейшем ребенок учится делать чертежи построенной модели, конструировать новые модели и чертить их чертежи. Из кирпичиков можно строить всевозможные модели машин, дома, пароходы, мосты. Конечно же, в этой игре соблюдается принцип «от простого к сложному».

Никитины назвали свои игры развивающими, это даже не совсем игры, это, скорее, игровые занятия, благодаря которым малыши учатся думать, творить, конструировать. Они призывали родителей заниматься вместе с детьми, творить вместе с ними, придумывать свои узоры, схемы, варианты. Занимаясь с детьми по системе Никитиных, вы воспитаете талантливых детей.

Игровой процесс обучения ребенка давно зарекомендовал себя среди разработчиков обучающих материалов. Увлекательные задания развивают в ребенке логику, концентрацию внимания, усидчивость, формируют тягу к знаниям. В этой статье мы подробно рассмотрим одну из популярных развивающих детских игр - кубики Никитина.

Воспитываем ребенка «по-никитински»

О многодетной семье Никитиных стало известно в 50 годах прошлого века. Их соседи удивлялись тому, что в 3 года дети уже были знакомы с принципами арифметики и закалялись зимой наравне со взрослыми. Борис и Елена Никитины заложили основные принципы педагогики, объяснили, как сформировать из ребенка гармоничную, тяготеющую к знаниям личность. Что же включают в себя их принципы воспитания?

  • Самостоятельность развития - нельзя постоянно опекать ребенка, заставлять его заниматься выбранными вами занятиями, стремиться подчинить себе все его время.
  • Свобода творчества - не нужно напрягать чадо уроками, тренировками, заставлять заниматься «из-под палки». Пусть ребенок трудится сколько хочет и может.
  • Спортивная атмосфера - в доме в доступности должны лежать спортивные снаряды, выделено место для занятий спортом. Это становится для детей естественной средой, как диван или детская площадка на улице. Они растут физически крепкими и здоровыми.
  • Родительское участие - нельзя оставаться равнодушным к успеху ребенка, необходимо мягко подталкивать его к получению знаний и хвалить, но придерживаться золотой середины, держа в уме первый пункт.

Основываясь на этих простых принципах, педагоги Никитины изобрели развивающие игры - наборы кубиков, которые подходят практически всем детям дошкольного возраста, со скидкой на их физическое и психическое развитие.

игра развивает логическое мышление

Особенности игры в кубики

Суть методики этих интеллектуальных игр в отсутствии навязывания правил. Дите плавно вовлекается в атмосферу деятельности с помощью старших братьев и сестер или родителей. Затем их участие минимизируется, и ребенок занимается самостоятельно. Малыш начинает выполнять задачи, со временем они усложняются, но он сам должен отыскать пути решения, подсказки недопустимы. При отсутствии прогресса необходимо возвратиться к более легким вариантам. Если и этот способ не помогает, от игры нужно временно отдохнуть. Эта методика развивает в ребенке самостоятельность в принятии решений, заставляет логически думать и искать ответы на вопросы без помощи посторонних. У игр в никитинские кубики есть основополагающие принципы.

  • Подсказки давать запрещено. Жесты, многозначительные взгляды и слова - табу. Только так малыш научится самостоятельности действий.
  • На решение задачи малышу нужно давать столько времени, сколько требуется. Запрещено требовать решить быстрее или пропустить текущую.
  • Готовый комплект предполагает вариации. На основании начального набора старшие сами могут придумывать новые задания для малыша.
  • Хвалите чадо. Дайте ему почувствовать вкус победы даже при выполнении элементарных задач.
  • Не дайте малышу перенасытиться игрой. Если вы видите, что он слишком увлекся, лучше выделять ограниченное время для занятий, чтобы интерес не угас.
  • Не делайте обидных замечаний, не оскорбляйте ребенка фразами: «Какой ты глупенький!», «Это же элементарно!»
  • Попробуйте выполнить задание сами, прежде чем повысить уровень сложности ребенку.
  • Делайте вынужденные перерывы и возвращайтесь к простым вариантам, если вы заметили, что ребенок не справляется. Интерес накрывает малышей «волнами». Если вы перерыв затянулся, «невзначай» покажите игру гостям или предложите поиграть с другом.
  • В многодетной семье у каждого малыша должен быть свой набор.
  • Ведите «дневник успехов». Отмечайте время выполнения задания, количество успехов и неудач, ведите записи о лично завершенных упражнениях.
  • Игра должна стоять в доступном, но неочевидном месте. Пусть ребенок помнит о ней, но не смешивает с другими игрушками и не теряет.
  • Атмосфера игры - непринужденная, легкая. Если чадо жаждет физической активности, не препятствуйте этому.
  • В готовом наборе ограниченный выбор заданий. Если ребенок освоил все, заведите альбом, в который будете зарисовывать самостоятельно придуманные схемы и давать их на выполнение малышу.
  • Разнообразьте игру собственными правилами. Это могут быть соревнования на скорость складывания узора или другой конкурентный способ решения задач, который внесет в игровую атмосферу нотку свежести.

ребенок должен сам думать и выполнять задания, помогать ему не стоит

С какого возраста можно пользоваться кубиками?

Часто родители спрашивают: «С какого возраста начинать занятия?» Точный ответ на вопрос дать невозможно. Кто-то готов осваивать набор в 1,5 года, кому-то не удается выполнить задания в возрасте 3 лет. Все зависит от общего развития малыша, атмосферы воспитания, особенностей его здоровья и способности конкретных родителей заинтересовать чадо увлечением. Теоретически начать заниматься с ребенком по методике кубиков можно, начиная с полугода. Если он не увлечется, временно отложите игру и попробуйте чуть позже. Для самых маленьких вовлечение происходит с помощью интересной истории, сказки. Фантазируйте вместе, придумывайте рисункам «имена». С начала занятий сложность повышается. Вплоть до школьного возраста ребенку интересно выполнять развивающие тесты.

Описание основных видов кубиков

Сложи узор

Самый простой игровой набор из 16 одинаковых кубиков. Размер небольшой - 3 см. Их грани выкрашены в разный цвет. Их форма - треугольник или квадрат. При желании набор можно изготовить самому, прочитав соответствующую литературу и имея минимальные творческие навыки. Подходит для маленьких детишек от 1,5 лет, так как с ходу может заинтересовать их яркой окраской. Второе название - паззлы Никитина. Изначально перед ребенком ставится задача выложить из кубиков конкретный узор, затем наоборот - нарисовать картинку, в которую сложились части. Завышающий этап - придумать собственный вариант орнамента и изобразить его, попутно объясняя, что он хочет зарисовать. Начинают с 2-4 кубиков, постепенно увеличивая количество.

Эта игра увлекает практически всех детей без исключения. Развивается воображение, мелкая моторика, активизируются лобные доли, ответственные за творческое мышление. Ребенок осваивает навыки анализа и систематизации материала, учится различать относительные категории, изучает цвета. К игре дополнительно приобретается альбом для записей и рисунков.

сложи узор

Сложи квадрат

За основу взята головоломка, в которой из нескольких кусочков разного цвета требуется сложить квадрат. Она не подавалась даже некоторым взрослым, поэтому Никитин модифицировал ее в более простую. Играть можно с 2-ух лет. На фанерке формата А4 располагается 12 кубиков, вставленных в окошки. Есть 3 категории сложности. Начальная состоит в том, чтобы составить 4 простейших квадрата. Для этого малышу надо показать, как из нескольких половинок получается одна фигура. Дальше он начинает выполнять задания самостоятельно. Уровень сложности повышается постепенно. Задачи способствуют развитию логики, умению дробить основную цель на мелкие, способствующие ее достижению.

Уникуб

Игра знакомит малыша с трехмерным пространством. В процессе он учится собирать сложные объемные фигуры. Начальный уровень - простейшие геометрические (параллелепипед, трапеция), более сложный - животные, дома. В наборе 27 шестигранных кубов с разноцветной огранкой. Предлагать играть можно, начиная с 1,5 лет. Ребенка можно легко обучить классификации цвета и его восприятию. Например, предложить построить синюю дорого с желтым тротуаром и устроить соревнования по скоростному сбору однотонных фигур. Самые сложные задания не поддаются некоторым взрослым. Это одна из лучших тренировок пространственного мышления и самоконтроля, которая подготовить ребенка к будущему освоению геометрии в школе.

Кубики для всех

В наборе 27 одинаковых кубиков, соединенных между собой разными способами в 7 фигур. Одна фигура состоит из 3, остальные из 4 каждая. Они различны по форме и окрашены в разные цвета. В методичке предложены задания, согласно которым фигуры нужно соединять в различные модели, похожие на геометрические фигуры, дома, машины, зверей. Поощряется придумывать собственные варианты соединений. Маленьким детям нравится сооружать фигуры из 2-3 деталей, ребятам постарше - из большего количества. Постоянно занимаясь такой деятельностью, ребенок активизирует мыслительный процесс. Построить фигуры по предложенному рисунку - задача простая, а придумать собственную модель - более творческая. Она закладывает фундамент для креативного мышления, развивает воображение. Дайте ребенку проявить фантазию. Пусть он рассказывает, на что похожа та или иная модель. Интересные и забавные ассоциации записывайте и зарисовывайте.

Дроби

Рекомендуемый возраст начала игры - 3 года. Для выполнения сложных заданий необходимо знание простейшей арифметики. В комплекте 3 фанерки. На каждую нанесены 4 разноцветных круга. Первый - целая окружность, второй - 2 равные половинки, третий - 3 части, последний делится на 12 долей. Сочетая их, ребенок повторяет цвета, учится азам счета, сравнивает доли, комбинирует. Малышей с помощью игры обучают новым словам - «четвертинка», «половинка» (в зависимости от рисунков на дощечке). Старшим детям можно прививать математически правильные названия - «одна вторая», «три четверти». При наложении большей части кубиков на меньшую ребенок учится сравнивать доли. Опытным путем выкладывания частей ребенок устанавливает связь «больше-меньше». Все изученные понятия необходимо записывать в журнал.

Кирпичики

С помощью игры дети постигают основы черчения, развивается пространственное мышление. В наборе 8 брусков из дерева или пластмассы. В альбоме 30 заданий. По чертежам ребенок строит модели из кубиков. Элементарные подходят для детей 4-ех лет, самые сложные будет под силу разгадать ребятам школьного возраста. Игра имеет три варианта выполнения: сложить фигуру по чертежу, перенести рисунок фигуры на бумагу и построить собственный вариант, изобразив его чертеж. Набор подготовит ребенка к школьным предметам геометрия и черчение. Он является своеобразной «гимнастикой для ума», заставляет попыхтеть над задачами даже взрослых.

Как выбрать набор для своего ребенка?

Не стоит ориентироваться на советы друзей и родственников в этом вопросе. Каждый ребенок - уникальная личность. Присмотритесь к тому, что его больше интересует. Если он уже «прикипел» к какой-то игре, не навязывайте ему другой вид, пока он сам не проявит заинтересованность. Главное - учитывайте возраст ребенка (сложность заданий пропорциональна количеству лет) и его психологическое и физическое развитие. Попробуйте взять чадо в магазин и покажите ему наборы. Если он заинтересуется конкретным, лучше купить его. Позвольте выполнить элементарное задание, похвалите дите, чтобы он почувствовал гордость и тягу к выполнению более сложных квестов.

В статье мы познакомили вас с важной обучающей игрой - кубиками Никитина. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался быстрее сверстников, рос с тягой к знаниям и самостоятельности, ежедневно делал открытия, приобретите для него эти наборы или изготовьте самостоятельно. Следуйте педагогическим рекомендациям во время игр и вы будете гордиться своим чадом!

Борис и Елена Никитины известны как авторы инновационной для своего времени методики , сочетающей в себе игры и занятия на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители семерых детей, Борис Павлович и Елена Николаевна провели много времени, наблюдая за естественными потребностями малышей, после чего разработали систему развивающих игр, не препятствующих свободному детскому творчеству.

Принципы методики Никитиных

Основная задача, которую ставят перед собой авторы методики – развивать . Развитие происходит посредством совместных занятий с родителем, который дает задание (в основном, в виде головоломок), всячески подогревая интерес ребенка и вступая с ним в диалог.

Никитины были в определенной степени новаторами своего времени: они указали на необходимость быть с ребенком «на равных» и давать ему большую степень .

Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, поскольку уже вошли в нашу жизнь, и используются на протяжении долгого времени.

Супруги уделяли огромное внимание физическому развитию детей и, в частности, прославились системой закаливания. Спорт «по-никитински» должен органически вписываться в ежедневную рутину, однако детей нельзя заставлять делать те или иные упражнения.

Итак, каких основных принципов следует придерживаться родителям согласно методике Никитиных?

    Создать в квартире спортивную обстановку: детей следует одевать в легкую одежду, а также сделать использование разнообразного спортивного инвентаря частью повседневной жизни.

    Давать ребенку свободу в выражении своих желаний: хочет ли он заниматься спортом или играть – это всегда его личный выбор. Не нужно придумывать специальные занятия, уроки или тренировки.

    Ходить босиком дома и по снегу для закаливания – это, пожалуй, «визитная карточка» методики Никитиных. Рекомендуемая температура для дома: 20 градусов Цельсия.

    Участвовать родителям, выражать свое неравнодушное отношение к тому, чем занят ребенок. А также активно участвовать в играх.

    Рано знакомить ребенка с буквами и цифрами (с двух-трех лет).

    Позволять играть детям со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и прочее.

    Не подсказывать ребенку решение задач-головоломок. Если малыш не может решить задачку, то нужно спуститься на уровень ниже.

    Давать ребенку несколько попыток для решения задачи.

    В развитии ребенка обязательно должны участвовать игровые материалы – кубики, кирпичики, различные детали. Это позволяет ему получить осязаемый результат своей работы.

    Не ограничиваться тем набором игр, которые представлены в методике: она позволяет составлять бесчисленное количество новых игр, интересных и взрослым, и детям.

Занятия по методике Никитиных лучше всего развивают в детях образное и логическое мышление. Ребенку предлагается решать головоломки, достраивая определенные образы с помощью кубиков Никитина, а также других игровых материалов.

Ребенку ставится задача в виде схем и рисунков, моделей или записей. Пример простой игры для начала – «Сложи узор», она рекомендуется детям уже о полутора лет.

Что понадобится?

  1. 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 сантиметра, где каждая грань раскрашена в один или несколько цветов;
  2. Деревянная или картонная коробка.

Ход игры:

С самыми маленькими игрунами можно просто рассматривать и комментировать кубики: «Посмотри, какие разноцветные у нас кубики! Один, второй, третий. Вот у этого одна сторона – синяя, а другая – красная! Если я положу их вместе, у меня получится красивая дорожка. Давай спросим, кому из игрушек понравится ходить по такой цветной дорожке?».

Бывает, что малыши отвлекаются от игры – в этом случае ее нужно закончить и постараться заинтересовать чем-то другим.

Кубики Никитиных развивают, в основном пространственное воображение детей, их внимание, память и умение комбинировать.

Еще одна игра с кубиками называется «Уникуб»

Что понадобится?

  1. 27 деревянных кубиков, грани которых выкрашены в три разных цвета таким образом, чтобы сочетание граней было редким

Ход игры:

«Уникуб» – это набор из 60 заданий. Из кубиков нужно составить разнообразные сочетания по предлагаемым схемам. И если какие-то задания может сделать малыш от полутора до трех лет, то составить более сложные комбинации может далеко не всякий взрослый.

Игра развивает у детей пространственное мышление. Эти навыки помогают будущим школьникам делать успехи в таких предметах, как черчение и геометрия.

Учебно-игровые материалы

Основным преимуществом методики Никитиных является доступность материалов. При желании разноцветные кубики и другие игровые «инструменты» можно изготовить даже самостоятельно.

Возраст детей и срок обучения

Одним из плюсов методики, несомненно, является ее «адаптируемость» для разных возрастов и уровней развития детей: она подходит даже очень талантливым и одаренным ребятам. Никитины представили несколько уровней для каждой игры: простые решит и маленький ребенок, а вот более сложные заставят задуматься многих взрослых. Начинать заниматься с ребенком можно уже с полутора лет.

Недостатки методики

Несмотря на то, что авторы методики известны логическими играми с кубиками, они были большими поклонниками физического развития детей, и в дополнение к своей методике разработали универсальную систему закаливания. Именно эта система и явилась причиной критики специалистов самой методики развития. Современные педагоги и детские психологи рекомендуют с особой осторожностью подходить к постулатам Никитиных по поводу закаливания, чтобы избежать проблем со здоровьем ребенка. Если вы собираетесь начать занятия, то лучше сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.

В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.
Суть системы заключается в следующем.

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка , но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

Основные принципы воспитания по методике

По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:


Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам.
Вот принципы, которые выделили сами авторы методики:

  • свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
  • максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
  • родительское неравнодушие и поддержка.

Как вызвать желание в ребенке заниматься

Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.

Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.

В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.

Огромное значение уделяется закаливанию детей: ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.

Никитинские интеллектуальные игры

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр , которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

  • «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
  • Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат» . Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
  • «Уникуб» . Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.
  • Плюсы и минусы методики

    Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.

    Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.

    В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.

    Методика Никитиных – видео

    В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

    Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет. Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения. Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

    Методика Никитиных достаточно известна, так же как или

    В комментариях напишите, что вам нравится в системе Никитиных, а что вы считаете неприемлемым в воспитании детей.